Олигополия как рыночная структура, ценообразование в условиях

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которую отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.

Олигополия предложения возникает тогда, когда отраслевой спрос как совокупный спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Поскольку на долю олигополиста приходится значительная часть отраслевого предложения, позволяющая ему воздей­ствовать на цену, то кривая спроса на продукцию олигопо­лии, как и на монополизированном рынке, имеет отрица­тельный наклон. Специфическим фактором ценообразова­ния на олигопольном рынке является то, что при выборе точки на своей кривой спроса олигополист наряду с эла­стичностью спроса и динамикой затрат производства при­нимает во внимание возможную реакцию своих конкурен­тов. Так, в простейшем случае дуополии, когда на рынке имеются лишь два продавца и В) одинакового блага, про­цесс установления отраслевого равновесия происходит в ре­зультате изменения четырех параметров: цен, по которым производители предлагают свою продукцию (РA, РB), и объ­емов их выпуска (QA, QB). Если дуополисты при заданном отраслевом спросе, представленном функцией Р = P(Q) = P(Q A + QB ), в качестве инструмента конкуренции исполь­зуют объем выпуска, придерживаясь одинаковой цены: ра = рв = P, то прибыль фирмы является функцией двух переменных: p(QA,QB)=P(QA,QB) QA - TC(QA). Условием ее максимизации является равенство

dpA / dqA = dpA / dqA + dpB / dqB * dqB / dqA = 0

Параметр dqB/dqA называется коэффициентом реакции, который показывает, насколько изменяется выпуск фирмы В при изменении выпуска фирма А на единицу. Как правило, в момент принятия решения об объеме выпуска фирме неизвестно действительное значение коэффициента реакции, и она вынуждена опираться на его ожидаемое зна­чение. Когда конкуренты ведут “войну цен”, то функция прибыли принимает вид pA = pA (PA,PB),а условие ее мак­симизации:

dpA / dPA = dpA / dPA + dpB / dPB * dPB / dPA = 0

В этом случае объектом прогнозирования для фирмы становится параметр dPB / dPA.

Характер ответных действий одного из конкурентов на действия других зависит от многих объективных и субъек­тивных обстоятельств. Модели ценообразования на олиго­польном рынке должны содержать определенный алгоритм взаимозависимости стратегий соперников. Этим объясня­ется существование большого числа теорий ценообразова­ния на рынке олигополии, различающихся концепциями формирования ожиданий олигополиста относительно пове­дения конкурентов. При моделировании поведения олигополистов широко используются инструменты теории игр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: