Основные модели рыночных структур

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, иными словами, рыночная структура, могут быть разными. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Характерис­тика структуры рынка дает возможность сформулировать теорию предложения и теорию максимизации прибыли. Итак, структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: 1) количество и размеры фирм; 2) степень сходства или различий товаров разных фирм; 3) легкость входа и выхода с конкретного рынка; 4). доступность рыночной информации.

Анализируя основные функции и прибыльность пред­принимательских фирм, экономисты принимают ряд упро­щающих предположений о целях фирм и их деятельности. Для рассматриваемых нами моделей сделаем два упроща­ющих ключевых допущения: фирма производит один продукт (в реальной жизни множество) и единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде.

Предположение о максимизации прибыли часто исполь­зуется в микро экономике, так как с его помощью можно точно спрогнозировать поведение фирм и избежать ненуж­ных аналитических усложнений. Однако в реальной дейст­вительности это не всегда так. В небольших фирмах прибыль и в самом деле доминирует во всех решениях. В более крупных фирмах у руководителей появляется некоторая свобода в управлении, и они могут до определенной степени отклоняться от задачи максимизации прибыли. Их могут больше занимать такие цели, как максимизация доходов, чтобы добиться роста, или выплаты дивидендов, чтобы удовлетворить акционеров, и др. Однако в любом случае фирмы, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выжи­вающие в конкретных отраслях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений.

Итак, чтобы понять состояние фирмы в условиях кон­куренции, обратимся к рассмотрению четырех типов ры­ночных структур: совершенной конкуренции, чистой мо­нополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Совершенная конкуренция — это рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом к информации.

Чистая монополия - рыночная структура, где одна фирма является единственным продавцом товара или ус­луги, не имеющим субститутов. Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль.

Это полярные рыночные структуры. Между ними суще­ствуют как бы промежуточные состояния, к числу которых относятся монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция — рыночная структура, состоящая из множества фирм выпускающих не однородную продукцию, характеризуется свободным входом и выходом.

Олигополия — рыночная большого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.

Характеристику рыночных структур можно в обобщен­ном виде представить в табл.1. Рыночные структуры здесь распадаются на две группы: реальные и идеальные. Олигополия и монополистическая конкуренция описывают множество реально существующих рынков. В отличие от них совершенная конкуренция и монополия представляют собой идеальные типы рыночных структур.

Таблица 1. Характеристика рыночных структур

Характеристика структуры
      Условия   Доступ  
Модель рынка Число фирм Харак­тер про­дукции вступле­ния в от­расль Контроль над ценой к инфор­мации Отрасли
Совер­шенная Очень боль- Однород­ная Очень легкие Отсутст­вует Равный Сельское хо­зяйство
конку- шое          
ренция Монопо­листичес­кая кон- число Много Разно­родная Сравни­тельно легкие Некото­рый, но ограни­ченный Некото­рые ог­раниче­ния Розничная торговля, производство одежды,
куренция           обуви
Олигопо­лия Нес­коль­ко Однород- Возмож­ны или пре-разнород- пятствия нал Ограни­ченный взаимной зависи-   Производст­во стали, автомобилей, сигарет
        мостью    
Монопо­лия Одна Уникаль­ная Блокиро- Значивано тельный Местные предприятия общественно-
            го значения

Идеальные и реальные рыночные структуры играют разную роль в экономической теории. Идеальные типы имеют преимущество: они позволяют четко обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли. Исходя из этих ограниче­ний, можно построить точные модели, позволяющие про­демонстрировать совокупность альтернатив относительно объема выпуска и уровня цен, а также определить опти­мальный вариант выбора. Нередко эти модели дают воз­можность понять функционирование таких рынков, которые в действительности не полностью отвечают критериям какой-либо рыночной структуры. Например, рынок жилья, сдаваемого в наем, не является совершенно конку­рентным, так как все жилые помещения отличны друг от друга. Тем не менее, сопоставляя реальное развитие собы­тий на этом рынке с предсказаниями, базирующимися на модели совершенной конкуренции, мы можем получить ценную информацию о том, как отреагируют эти рынки на многообразие рыночных условий (например, на снижение спроса или введение контроля над уровнем цен).

В отличие от идеальных реальные рыночные структуры гораздо успешнее описывают более широкий диапазон реаль­но функционирующих рынков. Например, в условиях оли­гополии и монополистической конкуренции изменения в качестве продукции должны приниматься во внимание в той же мере, что и изменения в ее количестве. Кроме того, необходимо брать, в расчет как влияние на спрос деловых конкурентов, так и выбор потребителей. Введение большого числа переменных в анализ принятия решений усложняет процесс построения точных моделей. В результате, изучая олигополию или монополистическую конкуренцию, мы часто больше узнаем о функционировании этих рынков с помощью моделей совершенной конкуренции и монополии, чем на основе более сложного описания ограничений, с которыми сталкивается фирма на таких рынках.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: