Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, иными словами, рыночная структура, могут быть разными. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Характеристика структуры рынка дает возможность сформулировать теорию предложения и теорию максимизации прибыли. Итак, структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: 1) количество и размеры фирм; 2) степень сходства или различий товаров разных фирм; 3) легкость входа и выхода с конкретного рынка; 4). доступность рыночной информации.
Анализируя основные функции и прибыльность предпринимательских фирм, экономисты принимают ряд упрощающих предположений о целях фирм и их деятельности. Для рассматриваемых нами моделей сделаем два упрощающих ключевых допущения: фирма производит один продукт (в реальной жизни множество) и единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде.
|
|
Предположение о максимизации прибыли часто используется в микро экономике, так как с его помощью можно точно спрогнозировать поведение фирм и избежать ненужных аналитических усложнений. Однако в реальной действительности это не всегда так. В небольших фирмах прибыль и в самом деле доминирует во всех решениях. В более крупных фирмах у руководителей появляется некоторая свобода в управлении, и они могут до определенной степени отклоняться от задачи максимизации прибыли. Их могут больше занимать такие цели, как максимизация доходов, чтобы добиться роста, или выплаты дивидендов, чтобы удовлетворить акционеров, и др. Однако в любом случае фирмы, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкретных отраслях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений.
Итак, чтобы понять состояние фирмы в условиях конкуренции, обратимся к рассмотрению четырех типов рыночных структур: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Совершенная конкуренция — это рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом к информации.
Чистая монополия - рыночная структура, где одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, не имеющим субститутов. Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль.
Это полярные рыночные структуры. Между ними существуют как бы промежуточные состояния, к числу которых относятся монополистическая конкуренция и олигополия.
|
|
Монополистическая конкуренция — рыночная структура, состоящая из множества фирм выпускающих не однородную продукцию, характеризуется свободным входом и выходом.
Олигополия — рыночная большого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.
Характеристику рыночных структур можно в обобщенном виде представить в табл.1. Рыночные структуры здесь распадаются на две группы: реальные и идеальные. Олигополия и монополистическая конкуренция описывают множество реально существующих рынков. В отличие от них совершенная конкуренция и монополия представляют собой идеальные типы рыночных структур.
Таблица 1. Характеристика рыночных структур
Характеристика структуры | ||||||
Условия | Доступ | |||||
Модель рынка | Число фирм | Характер продукции | вступления в отрасль | Контроль над ценой | к информации | Отрасли |
Совершенная | Очень боль- | Однородная | Очень легкие | Отсутствует | Равный | Сельское хозяйство |
конку- | шое | |||||
ренция Монополистическая кон- | число Много Разнородная | Сравнительно легкие | Некоторый, но ограниченный | Некоторые ограничения | Розничная торговля, производство одежды, | |
куренция | обуви | |||||
Олигополия | Несколько | Однород- Возможны или пре-разнород- пятствия нал | Ограниченный взаимной зависи- | Производство стали, автомобилей, сигарет | ||
мостью | ||||||
Монополия | Одна | Уникальная | Блокиро- Значивано тельный | Местные предприятия общественно- | ||
го значения |
Идеальные и реальные рыночные структуры играют разную роль в экономической теории. Идеальные типы имеют преимущество: они позволяют четко обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить точные модели, позволяющие продемонстрировать совокупность альтернатив относительно объема выпуска и уровня цен, а также определить оптимальный вариант выбора. Нередко эти модели дают возможность понять функционирование таких рынков, которые в действительности не полностью отвечают критериям какой-либо рыночной структуры. Например, рынок жилья, сдаваемого в наем, не является совершенно конкурентным, так как все жилые помещения отличны друг от друга. Тем не менее, сопоставляя реальное развитие событий на этом рынке с предсказаниями, базирующимися на модели совершенной конкуренции, мы можем получить ценную информацию о том, как отреагируют эти рынки на многообразие рыночных условий (например, на снижение спроса или введение контроля над уровнем цен).
В отличие от идеальных реальные рыночные структуры гораздо успешнее описывают более широкий диапазон реально функционирующих рынков. Например, в условиях олигополии и монополистической конкуренции изменения в качестве продукции должны приниматься во внимание в той же мере, что и изменения в ее количестве. Кроме того, необходимо брать, в расчет как влияние на спрос деловых конкурентов, так и выбор потребителей. Введение большого числа переменных в анализ принятия решений усложняет процесс построения точных моделей. В результате, изучая олигополию или монополистическую конкуренцию, мы часто больше узнаем о функционировании этих рынков с помощью моделей совершенной конкуренции и монополии, чем на основе более сложного описания ограничений, с которыми сталкивается фирма на таких рынках.