Рассмотрим модель дуополии:
Допустим, каждая фирма может установить на свою продукцию высокую и низкую цену. Если обе фирмы устанавливают высокую цену, то тогда каждый из них получит сверхприбыль равную 20 единицам.
Если обе фирмы установят низкие цены, то их сверхприбыли равны по 15 единиц.
Если одна фирма установит высокую цену, а другая низкую, то та, которая установила низкую цену, получит за счёт увеличения своей доли рынка 30 единиц прибыли, а фирма, установившая высокую цену, получит 10 единиц прибыли.
Таким образом, в данной ситуации имеются побудительный мотив к сговору, но так же и стремление к нарушению соглашения о цене, т. е. к самостоятельным действиям, к установлению низкой цены. В этом случае вторая фирма так же устанавливает низкую цену и фирмы от “сотрудничества” переходят к конкуренции.
Многолетняя практика показала, что “война цен” ведёт к большим убыткам и в конечном итоге приходит к согласию о поддержании высоких цен и не пытаются покушаться на долю конкурента. Поэтому олигополия достаточно стабильна и прежде всего за счёт жёсткости цен. Даже если издержки или спрос меняются, фирма не спешит изменять цены, т. к. боится быть неправильно понятой.
Антимонопольная политика государства