Оценка лабораторных показателей при различных формах нарушений роста

Клиническийсиндром СТГ 6а- зальный СМ ба-эальный Суточный ритм Тест с физической нагрузкой Артнин. инсулин, клофелин, ДОФА-тест Тест с глюкозой СТГ- РГ-тест
Гигантизм (акромегалия) t t Отсутсут-вует Парадоксаль ный Парадоксальный Отрицатель ный или с повышением СТГ Отрицатель ный
Гипопиту итаризм гипотала мический гипофизарный 4-4- 4- Отсутствует Отсутст- Отрицатель ный Отрицатель Отрицатель ный Отрицатель   + Отрицатель-
биологически неактивныйСТГ нанизм Ларона Конституци ональ нал задержка роста Заболевания почек Цирроз печени Гипотрофия Нервнаяанорексия Дефицит витамина D Ожирение Т t н,1 н,1 н H,t H,t н 4. 4.* i" М i I 1 -I 4- H + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Парадоксаль ный + + + + Парадоксаль ный + + + + + + + + +
Примордиальный нанизм н н Парадоксаль ный + Парадоксаль ный + +

В табл.приведена оценка лабораторных показателей при различных формах нарушений роста.

Режим детей. Правильное физическое воспитание детей в семье предполагает прежде всего соблюдение ими определенного режима. Режим школьника предполагает рациональное, распределение в течение суток учебной и неучебной работы и отдыха. Строгое выполнение режима дисциплинирует школьников, приучает их к точному и аккуратному выполнению учебных заданий и общественных поручений. Вместе с тем режим способствует правильному физическому развитию и укреплению здоровья детей.

Учебная работа требует большого напряжения умственных и физических сил учащихся. Отсутствие достаточного отдыха может привести к серьезному расстройству здоровья школьников и к не- правильному их физическому развитию.

В режиме школьника обязательно предусматривается время пребывания на воздухе и нормальная продолжительность сна. Чем моложе ребенок, тем больше продолжительность его сна. Врачи рекомендуют для школьников 7 лет 12 часов сна, 8—10 лет—11 часов, 11—12 лет — 10 часов, 13—16 лет — 9 часов, 17—18 лет — 87'2 часов.

Родителям важно приучить детей ежедневно ложиться и вставать в одно и хо же время. Перед сном необходимо проветривать комнату.

Пища должна приниматься всегда в определенное время. Для правильного роста и развития детского организма очень важно обеспечить регулярное и разнообразное питание. Врачи рекомендуют в режиме дня предусмотреть такие часы приема пищи: 7. часов 30 минут —8 часов — завтрак, 10—10 часов 30 минут — второй завтрак в школе, 13 часов 30 минут—14 часов — обед, -|16.т-:16 часов 30 минут— полдник, 19—20 часов — ужин.

В режиме следует предусмотреть также свободное время для игр и развлечений школьников, для выполнения ими различных поручений родителей.

Режим, разумеется, не может быть одинаковым в каждой семье: он зависит от возраста детей, от конкретных условий жизни.

Занятия спортом. Есть еще такие родители, которые занятия своих детей физкультурой и спортом рассматривают как пустое времяпровождение. Они недооценивают роль физических упражнений и игр для формирования организма детей, для разностороннего их развития.

Правильно поступают многие родители, которые поощряют участие своих детей в физкультурно-спортивных коллективах и обеспечивают их необходимым спортивным инвентарем.

Детям очень полезно ходить на лыжах, бегать на коньках, играть в волейбол, заниматься ездой на велосипеде, но заниматься этими видами спорта надо в меру

Необходимо соблюдать советы школьного врача, преподавателя физкультуры. Например, продолжительность лыжных прогулок детей 4—5—7 лет не должна превышать 15—20 минут. Учащиеся начальных классов, впервые вставшие на лыжи, могут заниматься до 30 минут. Учащиеся 5—7-х классов, овладевшие лыжной техникой, могут ходить на лыжах 1—I1/, часа. Школьники старших классов по выходным дням и во время зимних каникул могут совершать более продолжительные лыжные походы.

Большое влияние на физическое развитие детей оказывает утренняя гимнастика. День школьника должен начинаться с выполнения несложных гимнастических упражнений, с обтирания водой. Конечно, приучить школьника к утренней гимнастике не так просто. Надо терпеливо и настойчиво напоминать ему о необходимости утренней зарядки до тех пор, пока она не войдет в привычку. Закаливание детей. Важным средством физического воспитания детей является также использование солнца, воздуха и воды для закаливания еще не окрепшего детского организма. Но пользоваться солнцем п водой нужно умело. Перед купаньем ребенок должен отдохнуть. После купанья загорать не рекомендуется.

Нужно стремиться к тому, чтобы дети как можно больше находились на воздухе, при этом не следует их слишком тепло одевать, так как это приводит к простудным заболеваниям.

Туристские походы п прогулки. Средством физической закалки детей служат также туристские походы школьников. Они расширяют кругозор детей, содействуют их физическому воспитанию.

Очень важным средством физического воспитания детей являются прогулки. Они организуются родителями обычно в выходные дни и в дни каникул. В зависимости от времени года они могут быть пешеходными, лыжными или водными. Такие прогулки не только помогают укреплению здоровья ребят, но и способствуют всестороннему развитию их.

В летнее время особенно важно, чтобы дети занимались плаванием, греблей, ездой на велосипеде.

Зимой создаются большие возможности для занятия детей лыжным и конькобежным спортом, катаньем на санках и игрой в хоккей и т. п.

Соблюдение правил санитарии и гигиены. Физическое воспитание включает в себя также приучение детей к соблюдению правил санитарии и гигиены. Соблюдение чистоты одежды и обуви, мытье рук перед едой, пользование носовым платком, умывание и регулярное посещение бани — все это должно войти в привычку у детей и подростков.

Некоторые школы разрабатывают «памятки» для родителей по вопросам формирования у детей санитарно-гигиенических навыков. Вот одна из таких «памяток».

«Родители, следите за чистотой и опрятностью ваших детей! Дети должны:

1) раз в неделю мыться в бане;

2) стричь волосы или держать в порядке прическу;

3) стричь ногти на руках и на ногах;

4) ежедневно перед сном чистить зубы;

5) утром тщательно мыть руки, лицо, шею и уши;

6) заниматься по утрам физкультурой;

7) иметь чистое нижнее белье;

8) ежедневно чистить костюм, пальто и обувь, следить за тем,

чтобы были пришиты пуговицы и вешалка;

9) иметь в кармане чистый носовой платок, карман содержать

в чистоте и не держать в нем ненужных вещей;

10) иметь костюм и обувь для физкультурных занятий в школе

(трусы, майка, тапочки);

11) содержать в чистоте портфель и книги».

Все эти правила следует напоминать детям до тех пор, пока у них не выработаются устойчивые привычки.

Одним из главных условий правильного физического воспитания детей является забота родителей о чистоте помещения, где живут, занимаются и отдыхают дети. Необходимо следить за тем, чтобы воздух в квартире не застаивался.

Режим дня — это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность бодрствования, сна и кормления, а также своевременная смена различных видов деятельности.
Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания. Если режим дня соответствует возрасту, состоянию здоровья и индивидуальным особенностям ребенка, это способствует нормальному функционированию всего организма, в том числе коры больших полушарий, и предохраняет нервную систему от утомления. Для детей раннего возраста правильный распорядок — режим дня — имеет очень большое значение как одно из условий, поддерживающих спокойное и бодрое поведение, без чего невозможно нормальное развитие их нервно-психической деятельности.
При постоянном соблюдении правильного режима дня у ребенка формируется организованное поведение, устраняются причины возникновения отрицательных привычек, плача и негативизма. Если кормление, бодрствование и сон ребенка проводятся всегда в одно и то же время и в определенной последовательности, потребность в еде и сне у него возникает именно в установленное время, и он спокойно, без возражений идет есть и ложится спать. Наоборот, несоблюдение режима дня детей раннего возраста является одной из наиболее частых причин нарушения возбудимости коры головного мозга.
Правильный режим дня надо устанавливать с первых дней жизни ребенка. При составлении режима дня прежде всего необходимо: 1) учесть предел работоспособности нервных клеток — установить длительность отрезков бодрствования; 2) определить суточное количество сна, а также число и длительность отрезков дневного сна и 3) установить количество, время кормления и интервалы между ними.
На протяжении первых 7 лет жизни работоспособность нервной системы ребенка изменяется. Если новорожденный ребенок большую часть суток спит, то 2—3-месячный ребенок может активно бодрствовать около 1 1/2 ч. На протяжении 1-го года работоспособность быстро увеличивается. К 1 году ребенок бодрствует уже 3 — 3 1/2 ч. К 3 годам максимальная длительность активного бодрствования достигает 5 1/2—6 ч. На протяжении всего последующего дошкольного периода длительность отрезков бодрствования увеличивается примерно на 1 ч.
Чем меньше ребенок, тем ниже работоспособность его нервных клеток, следовательно, он быстрее утомляется и нуждается в более частом отдыхе.
В первые месяцы жизни ребенок должен спать днем 3—4 раза по 2 — 1 1/2 ч, с 9—10 мес он может спать днем только 2 раза (2 1/2 — 2 ч). После 1 1/2 лет ребенок спит уже один раз, 3 1/2—3 ч. К 3 годам длительность дневного сна постепенно уменьшается до 2 ч и к 5—7 годам равна 1 1/2 ч.
С увеличением длительности отрезков бодрствования уменьшается общая продолжительность сна в течение суток за счет уменьшения количества дневного сна.
Ребенок 3 мес должен спать не менее 16 1/2 ч в сутки. Годовалый ребенок спит в сутки 14 1/2 ч, а в 3 года уже только 12 ч. За последующие 4 года дошкольного периода суточный сон сокращается примерно на 1 ч.
С возрастом изменяется также количество кормлений в течение суток и перерывы между ними.
Наибольшие изменения в длительности бодрствования и сна, а также в количестве кормлений и перерывах между ними происходят на протяжении первых 2 лет жизни. Соответственно должен изменяться и режим дня. При составлении режима дня необходимо придерживаться указанных норм бодрствования и сна, устанавливать соответствующее возрасту количество кормлений и длительность перерывов между ними.
Удлинение отрезков бодрствования без учета работоспособности клеток головного мозга или укорочение сна может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.
Нередко ребенка младшего возраста- слишком рано переводят на режим дня детей более старшего возраста; при этом не учитывают, что длительность бодрствования в этом случае превышает работоспособность его нервной системы. Например, детей 7—8 мес (вместо 9—10 мес) переводят с режима с трехразовым дневным сном на двухразовый дневной сон. В этом случае длительность отрезка бодрствования увеличивается до 3—3 1/2 ч, в то время как дети этого возраста могут максимально бодрствовать только 2 1/2 ч. Также отрицательно отражается на развитии и поведении детей необоснованное сокращение отрезков бодрствования, не соответствующее работоспособности их нервной системы.
При назначении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья. Например, дети с повышенной возбудимостью нервной системы расходуют больше энергии и быстрее устают, чем дети спокойные, поэтому для них приходится сокращать отрезки бодрствования путем удлинения отрезков дневного сна или более раннего укладывания на ночь.
Работоспособность нервной системы снижается у ослабленных детей, а также при различных хронических и острых заболеваниях. Больные и ослабленные дети отличаются быстрой истощаемостью нервной системы, поэтому они не только менее активны, но и быстрее устают. Принимая во внимание повышенную утомляемость больного ребенка, до восстановления нормальной деятельности нервной системы ребенка ему следует установить режим дня ребенка более младшего возраста. Таким образом сокращается длительность отрезков бодрствования, ребенок получает питание и спит чаще, у него увеличивается суточное количество сна. Своевременное изменение длительности отрезков бодрствования и сна является основным условием нормального функционирования организма маленького ребенка, в частности его нервной системы.
Большое значение при построении режима для детей в первые месяцы жизни имеет правильная последовательность в чередовании кормления, бодрствования и сна.
На протяжении первых 3 лет жизни последовательность этих основных физиологических состояний меняется. До 9 мес целесообразнее, если ребенок после кормления бодрствует, а затем спит до следующего кормления.
Дети раннего возраста в силу особенностей нервной системы не могут на протяжении одного отрезка бодрствования заниматься одним каким-то видом деятельности. Поэтому во время бодрствования ребенку необходимо обеспечить смену различных видов деятельности.
Итак, при составлении режима дня детей разного возраста необходимо соблюдать следующие принципы:
1) установить наиболее рациональный ритм деятельности и отдыха нервной системы, согласованный с ритмом кормления;
2) обеспечить необходимое суточное количество сна, кормлений и бодрствования;
3) установить длительность отрезков бодрствования, не превышающую предела работоспособности нервной системы, а также длительность и количество отрезков дневного сна, во время которого может быть восстановлено деятельное состояние ребенка данного возраста;
4) установить правильную последовательность сна, кормления и бодрствования;
5) обеспечить своевременную смену различных видов деятельности на протяжении бодрствования ребенка в целях поддержания его активного деятельного и эмоционально-положительного состояния.
Если режим составлен правильно и выполняется точно, то дети активны в течение всего времени бодрствования и находятся преимущественно в уравновешенном состоянии. У них хороший аппетит. Они сравнительно быстро и спокойно засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Такое поведение детей является показателем соответствия режима их возрастным и индивидуальным особенностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: