Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса

Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности.

Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми.

в структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач:

1) формирование нравственности (обретение знаний, моральных норм, правил поведения, моральных убеждений, формирование моральных чувств, эмоций, овладение навыками нравственного поведения);

2) формирование всесторонни и гармонично развитой нравственной личности, основным качеством которой стала бы традиционная российская интеллигентность;

3) формирование художественного ценностного мира личности;

4) формирование жизненной позиции личности, соответствующий традиционно просоциальной российской идеологии, осознание прав и обязанностей в контексте этой идеологии;

5) развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;

6) формирование психологических качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте гармонично и всесторонне развитой личности;

7) формирование устойчивой нравственной позиции в отношении социальных функций личности: общения, прав и обязанностей ее, экономической и политической системы, труда и вознаграждения за него, будущего общества и т. п.

Принципы воспитания:

1. индивидуальный и дифференцированный подход;

2. в коллективе и через коллектив;

3. воспитание - в процессе деятельности;

4. сочетание высокой требовательности к воспитуемым с уважением их личного дост. и заботой о них;

5. опора на положительное в личности и группе.

6. единство, согласованность, преемственность восп.

Принцип - очень высокая степень обобщения, иначе принцип не может быть реализован в неповторимых частных ситуациях, при уникальности событий, при яркой индивидуальности. Количество принципов при максимальном обобщении небольшое:

· ориентация на ценности и ценностные свойства: по данному принципу происходит "вочеловечивание" всех объектов мира, одухотворение. "Вочеловечить" - значит посмотреть на объект с точки зрения значимости его для человеческой жизни

· принцип субьектности: согласно этому принципу педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носитель знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

· принцип целостности: целостность личности как социально-психологического феномена предписывает педагогам целостность воспитательных влияний (условно - все должно быть красиво).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: