Педагогического процесса

Литературы о формах педагогического процесса много [1; 16; 24; 38; 50; 57; 63; 73; 89; 96; 99; 107; 111;116; 117; 143; 163; 166]. Однако до сих пор эта проблема в науке не разработана. Ученые объясняют ее неправильно. Какие ошибки допускаются ими?

1. Форма педагогического процесса отождествляется с педагогическим процессом. “Форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия является профессиональное совершенствование учителя, усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их психических процессов и нравственных качеств”, - пишет академик Лихачев Б.Т. [89,с. 357]. Здесь, как видно, речь идет не о форме, а о сущности педагогического процесса.

Данная ошибка проявляется и в отношении ученых к домашним работам учащихся. Они считают ее формой обучения [65, с. 255; 89, с. 419; 109, с. 307-329; 114, с. 226-236]. Однако в действительности домашняя работа является педагогическим процессом и сама имеет формы.

2.Форма педагогического процесса отождествляется с единицей ПП.

В педагогической науке урок считается формой обучения [63, с.109; 68, с. 6; 87; 96; 107; 157, с. 7]. Во всех учебниках по педагогике и в основных директивных документах по народному образованию имеется параграф или предложение “урок как основная форма обучения”. На самом деле урок является единицей – средством педагогического процесса.

Ошибочное мнение “урок - основная форма обучения” так сильно укоренилось в сознании ученых, оно даже им помогает создать удивительно странные, ненаучные понятия, например, такие, как урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лаборатория, урок-семинар, урок-конференция, урок-зачет, урок-экзамен, урок-консультация, урок-концерт, урок-аукцион, урок-практикум, урок-КВН, урок-диспут, урок-поход и т.д. [57, с. 353; 63, с. 121; 96]. Вторую половину этих “терминов” ученые относят к второстепенным формам обучения. Таким образом, путем “скрещивания” “основной” и “неосновной” форм “получается” новая форма обучения. Парадоксальность этого “научного творчества” очевидна. Вышеназванные понятия в таком виде не сочетаемы. Потому что они означают разные вещи: первая часть - единицу, вторая - форму педагогического процесса.

2. Формы педагогического процесса отождествляются с типами ПП. В ряде работ [68, с. 93-98; 96; 157, с. 10] учеными выделяются индивидуальные, коллективные (фронтальные), групповые (звеньевые) формы организации обучения. “Если учитель общается одновременно со всем классом, проявляется фронтальная форма организации обучения, с малыми группами класса - групповая форма организации обучения, с отдельными учениками - индивидуальная “, - пишет Чередов И.М. [157, с. 10].

Однако индивидуальных, групповых форм педагогического процесса в действительности нет. Есть только индивидуальные, коллективные и индивидуально-коллективные типы ПП. О них подробно будет написано в §11 второй главы нашей работы. Здесь ограничимся только следующим: формы не могут быть типами. Между ними есть принципиальная разница. Содержание понятия “типы ПП” шире, чем “формы ПП”.

3. Формы отождествляются с содержанием педагогического процесса. “Вспомогательной формой… обучения являются факультативные занятия…”, - пишет Б.Т. Лихачев [89, с. 374]. Факультативное занятие (курс) никак не может быть формой ПП. Оно, являясь учебным предметом, отражает в себе добровольно изучаемую часть содержания педагогического процесса.

4. Формы педагогического процесса необоснованно делятся на формы обучения и на формы воспитания. Почти во всех учебниках по педагогике, предназначенных для высших и средних педагогических учебных заведений, имеются самостоятельные параграфы (или разделы, или главы): “формы обучения”, “формы воспитания”. Краткое содержание их можно отразить в следующей таблице:

Таблица 3

Формы обучения и воспитания

Формы организации учебного процесса Формы организации воспитательного процесса
   
Урок; Экскурсия; Исследовательская группа; Лаборатория; экспедиция; кружок; Клуб; олимпиада; конкурс; выставка; Трудовые неформальные объединения; секции рационализаторов, юннатов; конструкторское бюро; цеха по изготовлению моделей; объединения по интересам; консультации. Викторина; аукцион знаний; заседание клуба любознательных; конкурс проектов; конкурс эрудитов; интеллектуальный конкурс; деловые игры; смотр знаний; научные конференции учащихся; конкурс изобретателей и фантазеров; турнир ораторов; читательские конференции; устный журнал; практическое занятие “НОТ школьника”; круглый стол; пресс-конференции; диспут; вечера вопросов и ответов; беседы; встречи; экскурсии; утренники; прогулки на природу.

[116, с. 262,294,426-427].

Как видно из таблицы, консультация, олимпиада, лекция не являются формами воспитания, а вечер, диспут, беседа…, наоборот, не могут быть формами обучения.

Ненаучность этого подхода очевидна. Она - следствие ошибочного деления неделимого педагогического процесса на два якобы самостоятельно существующие процессы: обучения и воспитания (см.: §§1, 2 первой главы).

5.Некоторые ученые формы путают с методами педагогического процесса [8, с. 91-92; 68, с. 53; 89, с. 368, 370, 371, 397, 408]. Например, академик Лихачев Б.Т. к методам относит такие формы ПП, как лекция (“лекция - монологический способ изложения учебного материала и обучающегося взаимодействия педагога с учащимися”), зачет, экзамен (“зачетно-экзаменационный метод обеспечивает взаимодействие учителя с учащимися в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса, с помощью монологических ответов, собеседования, ответов учащихся по заранее заготовленным вопросам, заданиям”) [89, с. 397, 408].

Эти же “методы” в разделе “формы организации процесса обучения” автор этой книги относит, что странно, и к формам [89, с. 368, 370, 371].

Вышеперечисленные ошибки ученых в объяснении проблемы “формы педагогического процесса” отрицательно сказываются на развитии теории и практики педагогической науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: