Форм педагогического процесса

Сказанное в предыдущем параграфе свидетельствует об актуальности проблемы “формы педагогического процесса”. В своем исследовании мы попытались решить ее.

Сначала несколько слов о самом термине “форма педагогического процесса”. В педагогике широкое распространение получили такие понятия, как “форма обучения”, “организационная форма обучения”, “форма организации обучения” и т.д. Несмотря на попытки отдельных ученых, например, академика Махмутова М.И., доказать, что эти термины совершенно разные [96, с. 49], мы считаем их синонимическими понятиями. Потому что дополнительное слово “организация” во втором и в третьем выражениях никакого дополнительного смысла в себе не содержит, так как слово “обучение” уже означает “организацию”.

Путем таких логических операций мы из трех понятий оставляем одно – “форма обучения”. Но это еще не все. В §§1 и 2 первой главы мы показали, что понятия “обучение”, “воспитание”, “педагогический процесс” имеют одно и то же содержание, т.е. являются синонимами. Указали также на удобство и целесообразность употребления термина “педагогический процесс”. Этим объясняется наше предпочтение термину “форма педагогического процесса”.

Это понятие, хотя встречается очень редко, в педагогической науке не новое. Его в своих научных трудах использовали такие педагоги, как Калашников А.Г., Бабанский Ю. [65, с.72; 114, с. 75-76].

В филологических и философских словарях слово “форма” объясняется примерно одинаково. Например, в “Словаре русского языка”, составленного Ожеговым С.И., дается такое определение: “Форма - вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-нибудь, характер которой обусловлен содержанием” [106]. “Форма в философии рассматривается как внутренняя организация содержания”, - говорится в “Философском словаре” [147].

Для объяснения термина “форма ПП” данные определения не годятся. Почему?

Во-первых, в них форма ставится в зависимое положение только от содержания. А ведь очень часто в изучении одного и того же содержания одинаково успешно могут применяться несколько форм ПП. То есть одно и то же содержание можно передавать через различные формы. Это говорит о том, что нельзя абсолютизировать содержание при объяснении и выборе конкретной формы ПП. Выбор формы зависит и от объекта педагогического процесса. Если он в единственном числе, то, например, может применяться собеседование, если 20-25 человек, - семинар, если больше этого - лекция… Выбор формы зависит и от субъекта ПП. Если субъект, например, слабо владеет методикой проведения диспута, то он вместо него может применять какую-то другую форму… Выбор формы зависит и от средств ПП. Например, если нет больших аудиторий, проводятся семинары, диспуты. Если нет денег или их мало, наоборот, преобладает форма лекции, как одна из экономных, дешевых форм и т.д.

Во-вторых, в одном из выше перечисленных определений форма характеризуется как тип. Между этими двумя понятиями на первый взгляд действительно ощущается сходство. Тип педагогического процесса определяется характером взаимодействия всех структурных компонентов ПП: объекта, субъекта, содержания, средств, форм, методов и т.д. (о типах более подробно написано в § 11 второй главы). И форма ПП, как только что говорилось, зависит от некоторых структурных компонентов педагогического процесса, т.е. взаимодействует с ними. Но уровни или степени взаимодействия компонентов ПП при типе и при форме различны. В первом случае оно “всеобщее”, т.е. охватывает весь педагогический процесс, во втором случае “лаконичное”, т.е. взаимодействие происходит с несколькими только компонентами.

Тип педагогического процесса от формы отличается еще и тем, что он, являясь “представителем” ПП, имеет свое содержание, средства, формы и т.д. А форма их не имеет. У нее нет ни содержания, ни средств, ни методов, ни своих форм … Она является лишь одним структурным компонентом педагогического процесса, конкретного его типа.

Еще об одном важном свойстве формы ПП необходимо говорить. Форма в отличие от некоторых других компонентов системы ПП не может существовать вне педагогического процесса. Для сравнения берем содержание ПП. Оно может существовать и без педагогического процесса. Содержание “живет” в учебных планах, программах, учебниках, книгах, газетах, архивах…, живет десятки, сотни лет.

Руководствуясь вышеизложенными научно-теоретическими положениями, формам ПП мы даем следующее определение. Форма ПП – это внешнее выражение педагогического процесса.

Нами систематизированы формы ПП. К формам относятся: лекция, семинар, диспут, собеседование, практикум, коллоквиум, экскурсия, вечер, олимпиада, экспедиция, зачет, экзамен, конференция, соревнование, конкурс, защита (научно-исследовательской работы) и т. д.

Как видно, мы формы ПП не делим на основные, неосновные; на классные и внеклассные; на урочные и внеурочные; на формы обучения и на формы воспитания и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: