Средства педагогического процесса

Средства педагогического процесса - это органы ощущения, предметы стимулирования, источники содержания, приспособления, оборудования, сооружения, используемые в педагогическом процессе, теория его организации.

Их можно делить на несколько групп.

1. Средства, в которых отражается содержание педагогического процесса. К ним прежде всего относится окружающая среда: небо, звезды, ветер, леса, горы, реки, земля, климат, город, улица, дома, заводы, фабрики, архитектура, производственные и социальные отношения, автобусы, пассажиры, книги и т. д. Человек от них получает знания, умения, навыки, черты характера. Поэтому окружающая среда оставляет большой отпечаток в характере человека. Именно этим объясняются региональные, национальные, исторические особенности характера людей, народов.

Содержание педагогического процесса отражается и в искусстве: художественной литературе, музыке, танцах, мифологии, фольклоре, книгах, учебниках, фильмах, рисунках, программах, заданиях, правилах, инструкциях, законах, религиозных хадисах, картах и т.д.

Носителями содержания ПП являются и обычаи, традиции, праздники. Простота, обязательность, всеобщность исполнения делают их очень эффективными средствами ПП. Поэтому народ их ценит. “Хоть шесть дней голодай, отцовских обычаев не забывай”, - говорили старые башкиры, обращаясь к джигитам. Турецкий ученый Тунжер Байкара писал об одном из великих сынов башкирского народа, вынужденного покинуть в молодые годы свою родину: “Заки Валиди Тугана всемирно известной личностью сделали турецкие традиции и обычаи” [10, с. 155.].

У башкирского народа до начала “новой эры” много было прекрасных праздников. В педагогическом отношении самым значительным, наверное, являлся сабантуй. Он проводился после сева и отражал в себе все элементы содержания ПП. Спортивные соревнования, проводимые на сабантуе, например, способствовали формированию у людей выносливости, ловкости, силы воли, стремления к физическому совершенству; а угощения, чаепития - гостеприимности… Песни, танцы формировали эстетические вкусы… Загадки, головоломки, игры развивали мышление и т.д. Таким образом, сабантуй являлся эффективным средством воспитания всесторонне развитых людей. Поэтому очень жаль, что он в современных условиях постепенно теряет свои первоначальные ценности. Современные сабантуи проводятся формально, часто сопровождаются пьянками, драками.

Содержание педагогического процесса отражается в учебном предмете. “Учебный предмет - дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, выражающих основное содержание той или иной науки”, - говорится в педагогическом словаре [120].

В последние годы встречаются возражения против такого объяснения. “Основы наук, - пишут Журавлев И.К. и Зорина Л.Я., - не могут быть единственным существенным признаком этого понятия: во-первых, в учебный предмет кроме основ наук входят и другие компоненты; во-вторых, есть замечательный цикл предметов, которые, не являясь основами наук, в то же время входят в учебный план как самостоятельные учебные предметы (пение, рисование, иностранный язык, черчение, физкультура и т.д.) [138, с.194].

Учебный предмет состоит не только из знаний, умений, навыков, но включает в себя и другие элементы содержания ПП: отношения, черты характера.

В истории педагогической науки, как и сегодня, встречаются предложения об отказе от “предметного обучения”. Например, в 20-е годы в нашей стране применялась “комплексная и проектная система”. “Основной принцип построения содержания по комплексной системе (в ее чистом виде) заключается в том, что весь материал педпроцесса разбивается на отдельные компактные куски, более или менее тесно примыкающие друг к другу. При этом каждый кусок представляет собой всестороннюю разработку какой-либо темы, которая выбирается согласно целевой установке школы и педагогическим основаниям. Первый год – жизнь дома и в семье; второй год – квартал (чем занимаются люди на улице, средства сообщения и пр.); третий год - дом в родном краю…” [65,с. 89-90].

При такой организации отсутствовали учебные предметы.

Стремление отказаться от “предметного обучения” проявляется и во введении в учебный план общеобразовательных школ так называемых “интегративных” курсов. К таким, например, относятся природоведение, география и экология Башкортостана, человек и общество, химия и экология и т.д.

Как мы относимся к такому подходу к учебным предметам?

Мы считаем, что чисто “предметное” и чисто “непредметное” обучение представляют две крайности в формировании содержания педагогического процесса. Они должны быть в оптимальном сочетании.

Необходимость оптимального сочетания их как раз требует следующей формы существования содержания ПП. Ею является рассредоточение элементов содержания из некоторых областей действительности, науки по имеющимся в учебном плане предметам, не создавая специальных предметов. Например, в учебных планах общеобразовательных школ отсутствует “мораль” как учебный предмет. Но его содержание распространено по всем изучаемым в школе учебным дисциплинам.

Третья форма существования содержания ПП – отражение его в планах классных руководителей, руководителей кружков, “внешкольных” и “внеклассных” мероприятий и т.д.

Конечно, содержание ПП не существует только в вышеназванных и специально для этого организуемых формах, средствах… Оно присутствует во всем, что окружает человека: в природе, климате, обычаях, в искусстве, фольклоре, фильмах, рисунках, поведении, во внешнем виде людей и т.д. Мы называем это четвертой формой существования содержания ПП.

Имеются государственные документы, в которых отражается содержание педагогического процесса общеобразовательной школы. К ним относятся: учебный план, программы, учебники, государственные образовательные стандарты…

“Можно выделить два типа учебных планов: типовые и рабочие. В типовых учебных планах, утверждаемых высшими государственными органами народного образования страны и республик, обозначаются:

- обязательные виды образовательной деятельности (теоретическая и практическая подготовка, общественно полезный труд, учебное проектирование и научно-исследовательская работа и др.) и общее распределение между ними:

общеобразовательные, специальные и политехнические предметы c указанием времени, отводимого на их изучение;

виды практик и их примерный удельный вес;

время, отводимое на предметы специального цикла (для профессиональных учебных заведений);

общее время, отводимое на обязательные занятия по выбору учащихся и на факультативные занятия;

время для самостоятельной работы;

контрольные мероприятия;

вид квалификационных (выпускных) испытаний;

профессия, специальность и квалификация для профессиональных учебных заведений;

процент учебного времени, находящегося в ведении совета учебного заведения.

На основе типовых составляются рабочие планы учебных заведений. В них с учетом специфики учебного заведения детализируются все виды учебно-воспитательного процесса, в частности, определяются:

распределение предметов и практик по годам обучения и семестрам с указанием отводимого времени;

набор предлагаемых обязательных занятий по выбору с указанием отводимого времени;

факультативные занятия;

график учебного процесса по годам обучения, в котором указываются все виды учебной деятельности, а также время каникул” [83, С.329-330].

“Программа учебная - документ, определяющий основное содержание обучения по данному учебному предмету, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися” [120].

Директивный характер существующих ныне программ, чрезмерная регламентированность последовательности прохождения тем и времени на их изучение, обязательность ее для всех школ, учителей и учащихся делают эти программы факторами, отрицательно влияющими на качество ПП. Учитель, работающий по этим программам, вынужден учить всех учащихся своего класса по одному содержанию без учета уровней развития каждого из них, без учета интересов и склонностей каждого. Учитель не имеет права существенно менять ныне действующие программы, хотя согласно принципу саморегулируемости в этом есть постоянная необходимость.

Такие программы способствуют процветанию формализма в педагогической работе. Потому что последовательное, аккуратное и своевременное “прохождение” программы в настоящее время считается показателем добросовестной работы педагога.

Все это требует пересмотра подходов к “программированию” содержания педагогического процесса. В предыдущем параграфе нами был обоснован один из научных подходов к данной проблеме: отказ от государственных программ по учебным предметам и внедрение вместо них “Минимального уровня развития…”, эффективность и необходимость которого доказана нашими экспериментами [130].

“Учебник - это книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры” (23). Он, несомненно, имеет большое значение в фиксации содержания педагогического процесса. Однако его роль у нас неоправданно абсолютизируется. Многие учителя, да и ученые считают, что все содержание ПП отражается или должно отражаться в учебниках. Поэтому вся одиннадцатилетняя жизнь ученика в школе проходит над учебником. Для изучения реальной жизни, для получения знаний, умений, навыков, эмоций, качеств непосредственно из окружающей среды у него нет ни времени, ни умений. В таком случае учебник становится причиной книжного воспитания учащихся, что является распространенным явлением в настоящее время.

Следующим документом, фиксирующим содержание педагогического процесса, являются государственные образовательные стандарты. “Образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников…” [116, с.213].

Таковы основные формы “существования” (фиксации) содержания педагогического процесса.

2. Следующую группу средств педагогического процесса составляют школьные здания, дворцы, классы, кабинеты, библиотеки, спортзалы, мастерские, плакаты, таблицы, макеты, парты, компьютеры, доска, мел, ручка, указка, резинка и другие сооружения, приспособления, используемые в педагогическом процессе.

К сожалению, в настоящее время в Республике Башкортостан “только 44,6 % школ размещены в типовых зданиях…, 17 % общеобразовательных школ требует ремонта… Не хватает мебели, компьютеров… В 25 % школах обучение ведется в две, в 1,4 % - в три смены” [7, с.3-5].

Все это отрицательно сказывается на результатах ПП.

3. Средства стимулирования участников педагогического процесса. К ним относятся зарплата, стипендия, почетные звания, грамоты, премии, ценные подарки, призы, медали и ордена, отметки, благодарность, поощрительные слова “афарин”, “молодец”, а также меры наказания: предупреждение, выговор, критическая статья в газете и т.д.

4. Отдельную группу средств представляют органы ощущения. У человека имеется пять органов ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Все они участвуют в педагогическом процессе. С их помощью человек получает знания, умения, навыки, черты характера. В случае слабости или недостаточного развития какого-то из этих органов качество педагогического процесса ухудшается. К сожалению, в России “…за время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз…” [11,С.19]. “Отмечается четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей и подростков”, способность ощущать у которых, как правило, снижена. “Число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30 % в 1-3 классах до 16 % в 9-х классах” [110, с.50].

Эти факты, в основном, - следствие неправильной организации педагогического процесса. Возникает замкнутый круг: плохое средство отрицательно влияет на качество ПП, а некачественный педагогический процесс портит средство.

5. Средства, в которых отражается теория и практика организации педагогического процесса. Самыми важными среди них являются педагогическая наука и религия.

6. Средства, необходимые для измерения продолжительности, эффективности педагогического процесса. К первым, например, относятсяединицы педагогического процесса.

Педагогический процесс - длительный, беспрерывный процесс. Он не останавливается ни на минуту. Например, некоторые ученые во время сновидений совершали научные открытия. Есть поэты и композиторы, которые пишут стихи, музыку во сне. Известны факты, когда человек, увидев какой-то сон, освобождается от своих дурных качеств, меняет характер.

Несмотря на непрерывность педагогического процесса все же можно выделить его “куски” - отрезки - фрагменты - т.е. единицы. К ним относятся: урок (учебный час), учебный день, учебная неделя, учебная четверть, полугодие (семестр), учебный год, перемена, сессия, каникулы и т.д.

Урок. Работ, посвященных уроку, очень много. Однако до сих пор целостной, правильной теории о нем в науке нет. Учеными допускаются серьезные ошибки в его объяснении.

1. Многие считают урок формой организации обучения [30, с.157; 63, с.109; 68, с.6; 87; 96, с.44; 107].

Об этой ошибке подробно мы уже писали в § 7 данной главы. Поэтому здесь останавливаться на ней не будем.

2. Урок объясняется как явление, одновременно означающее и “процесс”, и “форму обучения”. Ученые, считающие урок основной формой обучения, даже в одних и тех же своих работах пишут, что “урок имеет цель, содержание, методы и приемы и т.д.” [68, с.111]. Указанные Кирилловой Г.Д. эти элементы являются структурными компонентами ПП. Поэтому не трудно догадаться, что она, говоря об уроке как о форме, говорит о нем как о педагогическом процессе. Такого же мнения придерживается и Махмутов М.И. “В уроке, - пишет он, - представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все дидактические элементы. Естественно, что урок отражает целостный процесс обучения в органическом сочетании с другими формами организации учебно-воспитательной работы: выполнением домашних заданий, занятиями предметных кружков, факультативными занятиями, походами по местам боевой и трудовой славы отцов и т.д. [96, с. 43].

Такое противоречивое понимание урока породило ряд парадоксальных понятий, как урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут и т.д.

3. Урок считается результатом педагогического процесса. Эта теоретическая ошибка стала уже своеобразным принципом организации системы народного образования в нашей стране. У нас педагог оценивается качеством проведенного урока. Об этом свидетельствуют, например, ежегодно и повсеместно проводимые конкурсы “Учитель года”, система аттестации учителей. Еще одним доказательством этого является система оплаты педагогического труда, которая производится по количеству уроков.

Неправильное толкование урока приводит к серьезным последствиям теоретического и практического характера:

- противоречивое объяснение проблемы не только разными, но и одними и теми же учеными вызывает у учителей недоверие к педагогической науке;

- учителя и руководители органов народного образования в своих действиях руководствуются ошибочными теоретическими положениями об уроке;

- задерживается развитие педагогики и т.д.

Все это сказывается на результатах педагогического процесса.

Каковы причины таких ошибок?

Их несколько:

1. Наличие культа личности ученых, преклонение перед авторитетами. Ученый, находящийся ближе к ЦК КПСС, советскому правительству, имел огромную власть в научном кругу. Его ошибочные мысли, как правило, попав в партийные и правительственные постановления или в сборники, выпущенные, например, в издательстве “Политиздат “, приобретали директивный характер. Наглядным примером этого является ошибочный тезис: “Урок - основная форма обучения”. Он присутствовал и присутствует почти во всех директивных документах о школе. Например, в Постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школах” сказано: “Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школах должен являться урок” [100]. Конечно, простой советский ученый не мог и не имел право сомневаться в истинности этого тезиса.

2. Следующей причиной ошибочного объяснения урока можно считать отсутствие четкости в понятийном аппарате педагогики. До сих пор такие основные понятия этой науки: обучение, воспитание, формы ПП, урок и другие - учеными объясняются по- разному.

Мы считаем урок, как уже было отмечено выше, единицей - средством педагогического процесса. Правда, и до нас в науке встречалось такое утверждение. Например, в книге профессора Г.И. Щукиной “Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся” [164,С.96-97] есть такое предложение: “Что же должно способствовать в современных условиях совершенствованию учебного процесса и основной его единицы - урока?”. “Урок - это отрезок учебно-воспитательного процесса”, - пишет академик Махмутов М.И. [96, с.92]

Однако эти утверждения были противоречивыми, ограниченными. Потому что, во-первых, один из вышеназванных авторов урок считает единицей только “учебного” процесса. Во-вторых, оба автора, провозглашая урок единицей (отрезком) обучения, не перестают называть его формой.

Учебный день. Учебный день, как правило, состоит из уроков. Среди них большую часть занимают уроки, проводимые учителями в учебном заведении. На самостоятельные уроки остается мало времени. Это ненормально. Должно быть оптимальное сочетание аудиторных и внеаудиторных, коллективных и индивидуальных занятий в учебном дне. Посещение театров, музеев, библиотек, читальных и концертных залов, встречи с людьми, общение с природой, занятие любимым делом должны занимать в нем достойное место.

В учебном дне учащимися, как правило, изучаются пять-шесть предметов. Это, на наш взгляд, слишком много. Во-первых, из-за многочисленности предметов создается перегрузка для учащихся. Во-вторых, из-за необходимости психологической подготовки учащихся к пяти-шести урокам по разным предметам теряется много драгоценного времени. В-третьих, требуется в один и тот же день много учителей, что затрудняет работу завуча в случае необходимости замены, например, если кто-то заболел… Поэтому, как показывают наши эксперименты, уменьшение числа изучаемых в учебном дне предметов путем проведения парных уроков оправдано.

В нашей стране проводились эксперименты по совершенствованию учебного дня как единицы ПП. Я имею в виду деятельность ученого-педагога Костяшкина Э.Г. по созданию групп и школ продленного дня [76].

Учебная неделя. Учебная неделя как единица педагогического процесса состоит из пяти или шести учебных дней. Учебным планом общеобразовательной школы даже определено число уроков в неделю в том или ином классе.

К сожалению, литературы об учебной неделе у нас мало. В имеющихся работах авторы ограничиваются только общей характеристикой или подробным рассмотрением какого-то отдельного ее аспекта. Это приводит к тому, что работники школ не знают “методику” улучшения педагогического процесса путем управления учебной неделей.

Каковы главные вопросы этой методики?

1. Нельзя считать правильным наблюдаемое в настоящее время категоричное утверждение ученых и учителей о том, что учебная неделя должна состоять из постоянного числа учебных дней и уроков. При таком подходе на первый план выходит именно количественная сторона учебной недели, а качественная сторона отходит на второй план. На наш взгляд, учебная неделя может состоять и из меньшего числа школьных учебных дней и уроков. От этого не пострадает педагогический процесс, если в остальное, свободное от школьных занятий, время ученик продолжает самостоятельно “обучаться”, скажем, дома, в библиотеке, в заповеднике и т.д. Неоправданно большая доля школьных занятий лишает учащихся самостоятельности, формируя у них иждивенчество и беспомощность.

2. Перечень изучаемых в каждой неделе учебных предметов постоянен. Учебным планом регламентируется и недельное количество часов на изучение каждого из них. Такое положение считаем ненормальным. Действительно, зачем изучение всех предметов начинать и завершать одновременно, заранее распределив их по неделям. Ведь лучше, когда изучение предметов завершается поочередно. Потому что целостное усвоение одного предмета облегчает изучение других, являясь какой-то своеобразной базой для них. Поэтому учебные предметы и часы на изучение их по неделям учебного года можно и нужно распределять неравномерно. Например, в пятом классе на башкирскую литературу учебным планом отводится всего 70 часов в год - два часа в неделю. Но ее можно в одной неделе изучать один час, на следующей – четыре, а на третьей – ни одного.

Такая организация работы глубоко научна. Она делает учителя тактиком и стратегом своего дела. В зависимости от многих факторов: уровня развития ребенка, сезона, материальной оснащенности школы… - он сам определяет когда, в каком объеме, темпе, с каким интервалом изучать с учащимися тот или иной предмет.

Учебная четверть. Учебная четверть состоит примерно из семи-восьми учебных недель. Некоторые учителя на четверть смотрят как на простую сумму отдельных учебных недель, не обращая внимания на их взаимообусловленность, взаимодополняемость в рамках самостоятельной единицы ПП.

Педагогическое управление учебной четвертью требует особого мастерства. Например, последнюю неделю четверти можно использовать для обобщения, закрепления пройденных материалов или сделать зачетной. В первой неделе, допустим, актуализировать знания, умения, навыки, ликвидировать пробелы и тем самым подготовить учащихся к работе в новой четверти. Есть смысл закончить четверть переводными экзаменами или зачетами.

Учебное полугодие. Учебное полугодие (семестр) может быть из двух четвертей или без них. Если оно состоит из четвертей, то очень важно достижение между ними взаимосвязи, взаимодополняемости и обеспечение постепенного перехода из одной к другой. А если нет четвертей, то в этом случае можно проводить некоторые итоги учебной работы учащихся ежемесячно.

Учебный год. “Деление времени обучения на учебные годы впервые введено в школах Западной Европы и братских школах Украины в конце XVI – начале XVII веков” [120]. Это довольно-таки большая единица: охватывает уроки, учебные дни, недели, четверти, полугодия, сессии, каникулы, перемены. Обычно в конце учебного года проводятся переводные экзамены. Не прошедшие этого испытания оставляются на второй год. Значит, для таких учеников данный учебный год становится “двухгодичным”. На наш взгляд, этого нельзя допускать. При правильной организации ПП отстающий ученик до завершения учебы в учебном заведении может догнать своих товарищей. Ведь учебный год - не последняя единица ПП. Есть другие – более масштабные периоды “обучения”, например:

а) школа начального общего образования:

б) школа среднего (полного) общего образования.

Сессия. В общеобразовательной школе сессия применяется во время переводных и выпускных экзаменов. Нам кажется, что этого недостаточно. Сессии можно организовать в течение всего учебного года. Для этого экзамены и зачеты принимаются не только в конце учебного года, но и после четвертей, полугодия. Это, в противовес утверждениям некоторых педагогов, не приводит к перегрузке учащихся. Ведь число экзаменов или зачетов не увеличивается, просто они рассредоточиваются по всему учебному году. С другой стороны, экзамены и зачеты, как правило, сами по себе не создают перегрузку, ее создает неправильная их организация.

Перемена и каникулы. Педагогический процесс идет и во время перерывов между уроками, учебными днями, неделями, четвертями, семестрами, годами… Общаясь со своими товарищами, природой, посещая театры, музеи, библиотеки, выставки, учащиеся расширяют свои знания, развиваются. Поэтому не случайно, отдельные учителя пытаются каким-то образом руководить “свободным временем” учащихся. Например, они во время перемен в школе организуют игры, танцы, проводят встречи с интересными людьми…

Знание единиц педагогического процесса имеет большое теоретическое и практическое значение. Например, добиваясь оптимального сочетания различных единиц: урока, учебного дня, недели, четверти, полугодия, года, сессии, перемен, каникул - можно значительно повысить качество педагогического процесса. Превратив обычный учебный день в урок, а учебную неделю – в учебный день, можно сэкономить много времени и денег. Увеличив продолжительность перемен и каникул и эффективно использовав их возможности, также можно улучшить педагогический процесс.

Эффективность педагогического процесса измеряется следующими средствами: очень хороший, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный; баллами, цифрами и т.д.

Таковы основные группы средств педагогического процесса.

В заключение хочется отметить следующее. В педагогическом процессе средства выполняют очень важные функции. Без них вообще не бывает педагогического процесса. Поэтому организаторы ПП, если желают добиться высоких результатов в этом деле, должны заботиться об эффективном использовании средств и постоянном совершенствовании их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: