ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
В ряде исследований изучалось, как размер кабинета и обстановка влияют на реакции клиента в консультировании. Хаас и Ди Маттиа (Haase and DiMattia, 1976) исследовали размер комнаты и тип мебели, чтобы установить, в какой степени эти факторы влияют на изменение вербального поведения клиента.
Их главным открытием стал тот факт, что размер помещения влияет на процесс консультирования. Это исследование показало, что в маленькой комнате число положительных самооценочных утверждений, сделанных клиентом, уменьшается. В другом исследовании Чайкин, Дерлега и Миллер (Chaikin, Derlega and Miller, 1976) обнаружили, что самораскрытие клиента гораздо глубже в комнате с мягкой обстановкой. Предпочтение клиентом того или иного расстояния между стульями было исследовано Брокман и Мойлер (Brockmann and Moiler, 1973). Они сообщили, что более неуверенные и зависимые испытуемые предпочитали большее расстояние между стульями; более доминирующие, самоуверенные и независимые испытуемые предпочитали более «близкую» обстановку.
Хотя эти исследования поддерживают представления о том, что обстановка влияет на процесс консультирования, консультант не всегда может управлять окружающими условиями. Некоторые школы, например, не могут обеспечить консультанта персональным кабинетом, и тогда приходится проводить консультативные беседы в любом свободном помещении.
Среди условий, способствующих консультированию, уединенность и звуконепроницаемость комнаты — возможно, наиболее существенные из изученных факторов (Sommers-Flanagan and Sommers-Flanagan, 1993). Консультативная беседа может порождать тревогу; клиенты должны иметь возможность обсудить свои беспокойства без страха, что их личные откровения услышат люди, идущие мимо. Консультанты часто предпочитают непринужденную обстановку, поскольку она способствует расслаблению. Удобные стулья, мягкое освещение, теплые цвета настраивают на спокойный лад. Для консультанта также важна возможность свободно двигаться. Некоторые консультанты обнаружили, что использование вращающихся стульев позволяет им держать под контролем межличностную дистанцию. Клиенты с высоким уровнем тревоги могут предпочитать, чтобы между ними и консультантом находился стол, но вообще стол является барьером для общения.
Секретарь играет существенную роль в обстановке консультирования. Часто являясь первым человеком, который приветствует клиента, секретарь создает атмосферу доброжелательности и поэтому должен быть дружелюбным человеком, хорошо относящимся к другим. Секретарь должен быть гостеприимным, но не должен принимать на себя роль терапевта, эмоционально вовлекаясь в жизнь клиентов. Аналогично секретарь, который имеет доступ к отчетам клиента и записям сессий, должен понимать, что они строго конфиденциальны. Секретарь также должен гарантировать, чтобы консультанта не прерывали в течение сеанса.






