III. Искусство мезолита (10-5 тыс.до н.э.)

Новый и важный этап в развитии первобытного искусства наступил с подъемом производительных сил в эпоху мезолита (среднекаменный век) (10-5 тыс. лет до н.э.). Он совпал с установлением современной геологической эпохи (после отступления ледников), глубокие изменения климатических условий привели к значительным переменам европейской флоры и фауны. Предметом охоты становится лось, благородный олень, зубр, кабан, водоплавающая птица. Интенсивно развивается рыболовство, о чем свидетельствуют огромные скопления пищевых отбросов, состоящие главным образом из устричных раковин и рыбных костей.

Группирующиеся в небольшие коллективы люди осваивали большую, чем раньше, территорию. На морском побережье, у рек и озер они образовывали стоянки под открытым небом, занимались охотой и собирательством, совершенствовали обработку каменных орудий, пользовались луком и стрелами, облегчавшими охоту, приручили собаку и некоторых других животных. Человек начал чувствовать себя более независимым от случайностей охоты.

В распоряжении человека появилась деревянная утварь, плетёные из лыка, камыша корзины и сумки. Он видимо научился вязать или плести ткани и рыболовные снасти. Человек создал лодку – первое средство передвижения.

В эту эпоху ярко проявляется одна из закономерностей поступательного развития искусства. Она заключается в том, что новые завоевания, сопровождаются некоторой утратой, достигнутого в предшествующий период. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, в живописи исчезает многокрасочность (как и сама пещерная живопись). Наскальные росписи этого периода исполнены силуэтом. Одновременно возникает более содержательный и целостный взгляд на мир - события показываются в их взаимосвязи. Стремление раскрыть смысл явлений, показать эмоционально-драматическое действие рождает динамичную, часто многофигурную композицию на плоскости. Развивается повествовательное начало.

Наскальная живопись сохранилась на скалах Восточной Испании (Испанский Левант), на Кавказе и в Средней Азии. Во всех этих местах, чаще на открытых скалах, встречаются красочные и гравированные небольшого размера изображения животных и людей. Краской, преимущественно темно-красной или черной наносился сплошной силуэт фигур.

Наскальное искусство Восточной Испании – яркая страница мезолитического искусства. В центре внимания художников этого региона - человек. Все усилия мастеров направлены на передачу действия, движения. В наскальной живописи преобладают многофигурные композиции, живо воспроизводящие различные эпизоды из жизни человека. Среди наиболее интересных изображений - «Охота на оленей» роспись на скале Альпера, восточная Испания, (Рис.18), «Сборщица мёда» из пещеры Арана, восточная Испания (Рис. 19). Перед нами умело построенная композиция, в повествовательной манере передающие эпизод охоты лучников на оленей...

С помощью связного, повествовательного рассказа утверждается мысль о победе человека: почти все животные поражены меткими стрелами охотников. Силуэтный принцип изображения усиливает ощущение энергии, динамичности. Сценам охоты в этот период, как по количеству, так и по качеству, принадлежит центральное место в искусстве.

Если изображения животного и человека эпохи мезолита внешне менее правдоподобны, чем в предыдущий период, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. В гравированных рисунках линия воспроизводит лишь общий контур объекта, но сила выразительности образного решения не теряется, так как всё сосредотачивается на передаче экспрессии движения персонажей, которые теперь являются участниками многофигурных сцен: сцен охоты, вооружённых столкновений, загона скота, сбора мёда, танцев и т.д. В отличии от палеолита в мезолитических росписях главенствующее положение начинает занимать человек, его действия. Теперь художник старается добиться не столько внешнего сходства, сколько показать внутренний смысл происходящего, как в сцене танцующих женщин из Кагула (Испания) (Рис. 20). Человеческая фигура изображалась схематичнее, условнее фигуры зверя, но зато гораздо динамичнее подвижнее. Видимо, прежде всего, было важно изобразить действие человека, показать, как он бежит, стреляет, борется, танцует. Подчас фигура человека, данная одними штрихами, передаёт лишь схему движения, что хорошо видно в сцене сражения лучников на скале Валлторта в Восточной Испании (Рис. 21)

В живописи можно проследить процесс развития образно-стилистических форм в этот период. Первая группа работ (к ней относится живопись из Аддоры, Сицилия) отмечается относительным реализмом, преемственным от эпохи Мадлен; пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии.

Затем изображения стилизуются, становятся все более условными, причем фигуры животных - в меньшей степени, чем человеческие.

В дальнейшем тенденция к обобщению усиливается. К концу периода мезолита условные фигуративные изображения уступают место разнообразным знакам и символам (наскальная живопись в Гранаде, Испания).

Геометризация, схематизм, появившиеся первоначально в южных областях Западной Европы, постепенно распространяются к северу, вплоть до Скандинавии.

Отметим другие регионы распространения мезолитической наскальной живописи: Северная Африка, скалы Кобыстана (Азербайджан), Зараут-Сай в Средней Азии, Шахты на Памире. Аналогичны по характеру наскальные росписи в Южной Родезии и Бечуаналенде (Южная Африка). Всем изображениям этих регионов свойственна энергия, лаконичность средств передачи, экспрессивность.

Искусство рассматриваемого периода может быть сравнимо с творчеством бушменов, обитающих ныне на юге Африки. Бушмены жили издавна охотой и собирательством. Им неизвестна ни обработка металла, ни глины (до 19 века времени их активной колонизации). Их уровень развития адекватен эпохе мезолита, об этом свидетельствует их живопись со сценами охоты, танцев, угона скота. Раскраска, как это всегда в эпоху мезолита, несколько условна, но многие изображения животных отличаются удивительно верной передачей натуры («Охота на страусов») (Рис. 22).

О развитии искусства наскальных гравированных рисунков (петроглифов) свидетельствуют скалы Кобыстана (Азербайджан) (Рис. 23).

Гравировки Кобыстана представляют одну из ветвей развития петроглифов Кавказского региона - восточной. Для восточного региона Кавказа (это Армения, Прикаспийск и, значит, Кобыстан) свойственны сцены с изображением животных и людей (охотничьи эпизоды, ритуальные танцы (хороводы), люди, плывущие в лодках) (Рис. 24).

К другой ветви, западной, относятся Причерноморские регионы с характерной чертой в искусстве гравированного рисунка: использованные преимущественно геометрического, очень разнообразного орнамента.

Искусство мезолита, несомненно, можно считать шагом вперед по пути освоения, объяснения и раскрытия явлений действительности. Стремясь закрепить понятое и увиденное, человек нашел и начал применять новые художественные средства. Появляется композиция, фигуры гораздо динамичнее, подвижнее, силуэтный принцип изображения усиливает ощущение энергии и динамичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: