Наибольшее число памятников наскального искусства от 8 тыс. летия до н.э. в Африке

(на севере – в Сахаре, в Нильской долине, на территории Эфиопии и Танганьики.) Самые ранние – петроглифы в горах Атласа и в районе Феццан в Сахаре:Крупные изображения отдельных фигур буйволов, слонов, антилоп, носорогов, гиппопотамов, страусов, совершенных по исполнению и монументальных по стилю.

В Тассили-Аджера – горном районе Сахары – самые известные росписи 8-4 тысячелетия до н.э. – самый большой «музей» доисторического искусства, хотя до сих пор исследована только часть его. Наряду с несколько примитивными, но жизнеподобными фигурами животных здесь изображено много необычного:

- насекомообразные человеческие фигурки;

- люди в одеждах, напоминающих скафандр, в шлемах с антеннами;

- фигура в маске, заштрихованная мелкими белыми клеточками, по контуру которых вырастают белые стилизованные цветы;

- «Рогатая богиня» -огромное изображение жрицы или богини земледелия;

- огромная фигура «Великого бога» с воздетыми руками, которому поклоняются круглоголовые фигурки.

Росписи IV –III тысячелетия, времени скотоводческих племен – для них характерны естественность и точность в передаче животных и человека. Изображены сценки из повседневной жизни человека, стада быков, сцены войны, охоты, собирания злаков. Удивительно верное пластическое изображение человека.

Позже росписи схематизируются до сухого геометрического знака.

В Африке, у бушменов наскальное искусство, характерное для неолита существовало со 2 тыс. летия до н.э. до 2 тыс. летия н.э.

В Европе наскальные росписи в неолите исчезают(!!!)

Широкое распространение и развитие приобретает изготовление и украшение глиняной посуды и мелкой пластики. Посуду лепили еще без применения гончарного круга. Украшали краской, налепами, насечками, углублениями – ямками, штрихами.

Орнамент состояли из геометрических элементов, линий, полос, спиралей, свастик, крестов, стилизованных фигур животных и человека, многие их которых воплощали представления человека об устройстве мира. В орнаменте ощущается стремление к ясности, равновесию, гармонии, четкого ритма.

Изображения женщин в мелкой пластике более условные и схематичные, чем палеолитические Венеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: