Емкость рынка

Емкость рынка является базовым понятием, от которого отталкиваются практически все экономические расчеты. Не зная того, насколько перспективен для инвестирования тот или иной рынок, нельзя планировать ожидаемую от него отдачу.

Упрощенно емкость рынка — это величина спроса на продукт, за принятый период (единицу) времени:

1) календарный период (неделя, месяц, квартал, год и т.д.);

2) “производственный цикл” (в нашем случае это период сбыта определенной партии изделий);

3) средний период времени между совершением повторных покупок;

4) в выборной кампании можно выделить два цикла — цикл “предварительной раскрутки”, или “засвечивания кандидата”, и период официальной предвыборной агитации (наступает за месяц до начала и определен не календарными, а законодательными ограничениями).

Чтобы подсчитать примерную (остаточную) емкость рынка, нужно соотнести уровень спроса с уровнем фактического предложения.

Уровень спроса определяется по формуле:

Спрос = Среднее число клиентов ´ Среднее число покупок, производимых одним клиентом (покупателем) за принятый период (единицу) времени.

Уровень фактического (чистого) предложения складывается из предложения аналогичных (или замещающих) товаров, производимых на данной территории, за вычетом экспортируемых на другие территории, плюс импортируемые с других территорий, плюс остатки товаров на начало отчетного периода, что является прямой характеристикой перспективности данного рынка:

Фактическое (чистое) предложение = Производство + Импорт + Запасы - Экспорт.

Итак, остаточную емкость рынка для определенной товарной группы можно определить по формуле:

Остаточная емкость = Спрос – Фактическое (чистое) Предложение.

Прогнозирование спроса может быть осуществлено и через эластичность спроса по цене и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: