Тема занятия: Особенности метаболизма при старении

Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, фармацевтический

Продолжительность занятия 3 часа.

Вопросы для подготовки

1. Старение. Определение понятия. Общая характеристика изменений в организме. Старение физиологическое и ускоренное (патологическое).

2. Причины старения. Теории старения. Их классификация.

3. Генетические теории, свободнорадикальная теория, иммунологическая, теломеразная теории и др.

4. Молекулярные механизмы старения. Процессы повреждения и адаптации при старении. Явление витаукта. Явление апоптоза.

5. Изменение активности ферментов при старении.

6. Изменения в работе нейро-эндокринной системы при старении.

7. Изменения обмена веществ при старении.

8. Изменения белкового обмена при старении.

9. Изменения липидного обмена при старении.

10. Изменения углеводного обмена, нарушения интеграции и регуляции обменов.

11. Изменения водно-солевого обмена и КОС при старении.

12. Особенности обмена веществ в отдельных органах при старении (эритроцит, лейкоцит, печень, кожа и др.).

13. Характеристика важнейших лабораторно-диагностических биохимических параметров при старении.

14. Принципы и методы замедления процесса старения. Геропротекторы. Определение понятия. Классификация. Влияние на метаболизм.

Практическая часть занятия.

1. Исследование концентрации холестерина (общего белка и глюкозы) в периферической крови практически здоровых людей зрелого, пожилого и старческого возраста.

2. Изучение результатов исследования по уровню перекисного окисления липидов и биологическому возрасту пациентов зрелого, пожилого и старческого возраста (ситуационные задачи).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

(для преподавателей)

Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, фармацевтический

Курс: 2

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Особенности метаболизма при старении

2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать у студентов представление об изменении обмена веществ в организме при старении.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. Обсудить со студентами теоретический материал о причинах, механизмах старения и изменении важнейших видов обмена веществ, его интеграции при старении.

3.2. Рассмотреть теоретический материал по особенностям возрастзависимого изменения важнейших лабораторных биохимических показателей периферической крови у практически здоровых людей.

3.3. Дать представление студентам в ходе выполнения ими лабораторных работ об изменении концентрации общего холестерина (общего белка) в пробах периферической крови практически здоровых людей зрелого и пожилого (старческого) возраста.

3.4. Изучить и обсудить со студентами возрастные особенности готовых результатов биохимических лабораторных исследований периферической крови людей с учетом их биологического и паспортного возраста (в ходе решения ситуационных задач), наметить пути коррекции ускоренного старения.

3.5. Обобщить теоретический материал, результаты лабораторной работы и ситуационных задач, сделав выводы об изменении обмена веществ, возможности его лабораторной биохимической диагностики и коррекции при старении.

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 3 акад. часа.

5. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: учебная комната

6. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

6.1. Набор для тест-контроля знаний студентов по особенностям обмена веществ в организме при старении.

6.2. Набор ситуационных задач для студентов.

6.3. Микроплакаты, содержащие возрастные нормативы важнейших биохимических показателей периферической крови

6.4. Механизмы геропротекторной терапии газовыми смесями у пациентов разного возраста / В. Н. Мещанинов, Е. А. Сандлер, И. В. Гаврилов и др. // Учебное пособие. – Екатеринбург. – 2000.- 33 с.

6.5. Набор химреактивов для исследования концентрации холестерина.

6.6. Набор химреактивов для исследования концентрации общего белка и глюкозы в периферической крови (делается факультативно или отдельными группами студентов).

6.7. Биообразцы периферической крови людей зрелого, пожилого и старческого возраста.

6.8. Химпосуда, автодозаторы, штативы для пробирок.

6.9 Термостат, центрифуга, фотоэлектроколориметр, водяная баня.

6.10. Микрокалькулятор.

7. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И БЮДЖЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

7.1. Организационные вопросы – 3 мин.

7.2. Введение. Формулировка актуальности, цели и задач практического занятия – 5 мин.

7.3. Проведение тест – контроля исходного уровня знаний студентов – 15 мин.

7.4. Рассмотрение теоретических вопросов темы – 45 мин.

7.5. Перерыв – 10 мин.

7.6.Самостоятельное выполнение студентами лабораторной работы и составление отчета – 45 мин.

7.7. Решение ситуационных задач, их разбор – 22 мин.

7.8. Подведение итогов занятия - 5 мин.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: