Консультирование по проблемам личностного развития. Консультирование сверстниками

Консультирование по проблемам личностного развития, в отличие от психотерапевтических практик, направленных на психокоррекцию устойчивых форм деформации личности, акцентирует внимание на возможности роста, основой для которого служат выработка и отстаивание личных решений, преодоление трудностей жизненного пути человека. Консультирование по вопросам личностного развития направлено на помощь клиенту в оптимальном использовании прошлого опыта и личностных ресурсов, повышение сопротивляемости, включая предотвращение деформации личности, снятие негативных состояний, сопровождающих тяжелые душевные переживания.

Истоки такого подхода к человеческим проблемам находятся в таких раннее сформировавшихся направлениях социального консультирования, как профессиональное консультирование и консультирование неблагополучных семей. Первые социальные работники реализовали реакцию общества на сложившиеся неблагоприятные социально-экономические условия, резкое снижение уровня жизни, следствием которых стало переживание значительной частью населения экономических лишений, социальных проблем, а также потери будущих перспектив. Помимо экстренных мер, направленных на облегчение страданий (оказание материальной помощи, введение льгот для различных групп населения и т.д.), социальное обслуживание таких групп было направлено на оказание помощи в формировании учебных и социальных навыков, необходимых для преодоления трудностей, повышение психологической и эмоциональной устойчивости при столкновении с трудностями и испытаниями. Однако по мере стабилизации социально-экономических условий выяснилось, что снижение напряженности в обществе не приводит автоматически к уменьшению количества и остроты проблем, с которыми сталкиваются люди. Расхожая фраза «богатые тоже плачут» оказалась вполне реальным отражением современной действительности: повышение уровня благосостояния населения ведет лишь к изменению характера проблем, с которыми сталкивается человек на своем жизненном пути, но не снижению тяжести субъективного переживания их человеком. В связи с этим в консультировании по проблемам личностного развития большее внимание стало уделяться факторам, формирующим у людей чувство субъективного благополучия и возросшим возможностям.

Консультант по вопросам личностного развития должен рассматривать проблемы клиента с трех основных позиций: 1) эволюционирующей структуры мотивов личности, направленных на себя и на других; 2) внутренние ресурсы личности, поведенческие и когнитивные навыки, которые создают контекст осуществления целей, включенных в эти мотивы; 3) социальные условия, формирующие личностные структуры. Для оказания помощи в решении проблем личностного развития консультант должен обладать знаниями по психологии развития человека, владеть методами изучения личностных проблем клиента, различными программами психологической поддержки. В рамках консультирования по проблемам развития необходимо учитывать такой важный фактор, как образ жизни человека. Современные социологические опросы всех слоев населения показывают, что на первое место среди терминальных ценностей выходит ценность здоровья и следующая по значимости – семья, однако образ жизни современного человека в подавляющем большинстве не способствует реализации этих ценностей. Несмотря на появляющиеся в СМИ многочисленные советы и рекомендации по формированию основ психического и физического здоровья, в современном российском обществе пока что не сформирована культура здорового образа жизни. А ведь еще в Евангелии сказано: «Нам все позволено, но не все полезно». Результатом рассогласования терминальных ценностей и реальных поведенческих реакций, помимо реального ущерба здоровью, который человек наносит сам себе, отмечается рост внутриличностных конфликтов, корни которых кроются в таком рассогласовании (несоответствие современным стандартам здоровья, семейного благополучия и т.д.).

Важной задачей в данном виде консультирования является обеспечение развития подрастающего поколения, и особое внимание здесь уделяется стадии развития, которую Э. Эриксон обозначил как «отрочество – юность», так как успешность прохождения взрослых стадий напрямую зависит от той идентичности, что сложилась в годы юности.

Укрепление идентичности осуществляется за счет оптимального использования имеющихся возможностей и развития недостающих способностей, и об успешности прохождения этой стадии развития свидетельствует формирование достаточно стабильной «Я» - концепции. Эта стадия предполагает профессиональное самоопределение молодого человека и вступление его во взрослую жизнь. Таким образом, психическое содержание этой стадии заключается в выборе жизненного пути и формировании структур личности как субъекта деятельности.

Если о личности в подростково-юношеском возрасте можно говорить как о ярко выраженном процессе формирования всех ее структур, а по мнению некоторых зарубежных исследователей (Ж. Пиаже, 1965) в этом возрасте личность формируется окончательно, строится программа жизни, то для субъекта деятельности этот этап жизни является лишь своеобразным «стартом», по выражению Б.Г. Ананьева. Поэтому недостаточная сформированность психических свойств, непосредственно влияющих на формирование субъектных качеств личности, может принять необратимый, невосполнимый характер.

Личность становится субъектом совершенствования как непосредственного самосовершенствования, так и опосредованного своей деятельностью. В отечественной психологической науке принцип субъекта был актуализирован и разработан С.Я. Рубинштейном, в качестве основного признака, выделившего способность человека к самосовершенствованию, самоопределению.[9]

В единой структуре человека характеристика субъекта деятельности в обществе так или иначе взаимосвязана с характеристиками человека как личности, т.е. члена определенного общества, сословия, профессиональной группы. Каждая личность, представляя собой продукт данного общества, системы воспитания, одновременно является продуктом избранного ею способа жизни. Выступая в качестве субъекта деятельности, она приобретает новое качество в ряде отношений. Труд, профессия, разные виды деятельности предъявляют к человеку определенные требования. Функция субъекта состоит в том, чтобы привести в соответствие цели, притязания, возможности личности с объективными – социальными, техническими требованиями профессии, деятельности. Важным моментом в формировании личности как субъекта деятельности является проблема формирования потребностей к деятельности. И ведущей потребностью здесь может выступать потребность к труду. Б.Г. Ананьев считал, что отношение к труду является главной ценностью, образующей внутренний мир человека.

Необходимость формирования личности как субъекта деятельности, являющееся непременным условием ее социализации, подчеркивалось и в трудах З.Фрейда и его последователей. «Несмотря на все давление внешней среды, в человеке хранится целый психический состав, который не подчиняется материальной обстановке и готов каждую минуту не только нарушить установившееся приспособление живого существа к внешнему миру, но и дать антисоциальное направление его деятельности. Ибо, как известно, приспособление к внешней среде для человека возможно лишь одним путем, а именно при помощи участия в общественной деятельности, в частности, в процессе общественного производства…" [10]

Еще Б.Г. Ананьев сформулировал идею о необходимости подготовить растущего человека к жизни, а не только передать необходимую систему знаний. Известный американский специалист в области прогнозирования Джон Нейсбит отмечает, что основная тенденция заключается в переброске всех социальных процессов, противоречий, решений на индивидуальный уровень. Отсюда возрастающая роль личности как субъекта деятельности и социальная, а не только абстрактно-гуманистическая, потребность в ее формировании и совершенствовании (рис. 4.1).

               
 
 
   
временная перспектива, отдаленные цели, «квазипотребности»
 
усвоение и присвоение норм и ценностей
 
адекватная самооценка, самовосприятие


Рис. 4.1. Схема формирования субъектных свойств личности

Основополагающими в формировании личности как субъекта деятельности являются следующие структуры: «Я-концепция», характеризующая формирование отдаленных целей, усвоение и «присвоение» социальных норм и ценностей, освоение модели социально одобряемой деятельности; субъект познания – операционный механизм (интеллект), механизм организации познавательной деятельности (внимание), мотивация (наличие жизненной перспективы); субъект коммуникации – направление социализации, организационный механизм (отношение к социуму), операционный механизм (общественное поведение). Личностные проблемы в контексте стартовых возможностей личности как субъекта деятельности предполагает формирование тех свойств, которые организуют «Я-концепцию» личности, характеризуют личность как субъект познания и субъект коммуникации. В формировании «Я-концепции» необходимо рассмотреть проблемы усвоения и присвоения норм и ценностей, наличие временной перспективы, отдаленных целей («квазипотребности») и адекватность самооценки. «Квазипотребности» на этом этапе развития напрямую связаны с мотивацией обучения, как социальной, так и познавательной. Кроме того, необходимо обеспечить уровень сформированности произвольного внимания, как основного механизма организации познавательной деятельности, а также операционный механизм познания – интеллект.

Направленность социализации напрямую связана с самооценкой и самовосприятием личности и является базовой характеристикой личности как субъекта коммуникации. Организационным механизмом коммуникативной деятельности является отношение к социуму, а операционным – социальное поведение.

Процесс выбора жизненного пути предполагает выстраивание жизненных перспектив и устремленность в будущее. Основная задача развития в этом плане заключается в умении молодого человека синтезировать весь свой жизненный опыт, а для этого необходимо самопознание и «испытание действительностью», которое на практике представляет собой приобретение практического опыта во всем многообразии окружающей действительности. Молодой человек должен активно участвовать во всех доступных ему социально полезных формах деятельности, что способствует формированию и развитию таких свойств личности, как:

- целеустремленность;

- самостоятельность;

- трудолюбие;

- умение доверять людям;

- ответственность, верность, способность сохранять взятые на себя обязательства.

В консультировании по проблемам развития особое значение приобретает консультирование сверстниками, под которым понимают выполнение некоторых консультационных функций лицом, примерно одинакового возраста с консультируемым, под наблюдением профессионального консультанта. Наиболее эффективен этот вид консультирования для студенческой аудитории. Консультанты-сверстники могут использоваться в следующих аспектах: 1) как помощники по организационным вопросам; 2) как ассистенты в конкретной консультационной программе, в соответствии с той ролью, которую определяет им основной консультант; 3) в качестве независимых исполнителей с обязанностями консультанта. Последний может использоваться в средне-специальных и высших учебных заведениях, где предполагается тот или иной вид профессиональной подготовки в области консультирования. Консультанты-сверстники выступают в роли моделей для равных себе по возрасту лиц. Сила воздействия сверстников направлена на развитие позитивных, эффективных жизненных навыков.

При формировании когнитивных навыков студенчества необходимо учитывать закономерности изменения мышления. Первая стадия развития мышления студента приходится на начальный этап обучения и характеризуется тем, что интерпретация мира и своего опыта идет дуалистическим образом: в оценочных категориях преобладает «черное» или «белое». В процессе обучения приходит осознание того, что существуют различные, и даже противоречивые точки зрения; приходит толерантность к разнообразию мира. В конце обучения у студента происходит формирование своего личного мнения по многим спорным вопросам, что требует от него необходимости принять на себя ответственность за выбор тех или иных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: