(для студентов очной и заочной форм обучения)
Практическое занятие № 1
для студентов очной формы обучения
Тема: «Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний (на примере раннего детского аутизма – РДА)»
Вопросы для обсуждения
1. Анализ теорий и гипотез об интеллектуальном развитии детей с РДА.
2. Зависимость интеллектуального развития детей от отнесённости их к той или иной клинико-психологической группе РДА.
3. Характеристика основных симптомов РДА с точки зрения дифференциации их от проявлений умственной отсталости у детей:
· Этиологические факторы РДА и умственной отсталости: сходство и отличия.
· Особенности речевого развития детей с РДА и умственно отсталых: сходство и отличия.
· Состояние моторного развития детей с РДА и умственно отсталых: сходство и отличия.
· Перспективы развития детей с РДА и умственной отсталостью в зависимости от клинико-психологической группы РДА и степени умственной отсталости.
Вопросы и задания для контроля и самоконтроля
1. Студентам, изучавшим в прошлом учебном году спец. курс «Организация и содержание помощи аутичным детям», подготовить короткие логичные доклады по выше названным вопросам в отношении детей с РДА.
2. Всем остальным студентам повторить отдельные аспекты 3-го вопроса в отношении умственно отсталых детей.
3. Всем подготовиться к сопоставлению и дифференциации признаков и симптомов умственной отсталости и РДА в ходе занятия при составлении сравнительной таблицы.
4. Необходимую информацию повторить из смежных дисциплин (межпредметные связи), а также с опорой на следующие источники специальной литературы.
Литература
1. Детский аутизм [Текст]: хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына – СПб., 1997.
2. Лебединская, К.С. Диагностика раннего аутизма [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. – М., Просвещение, 1991.
3. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – с. 159-174.
4. Никольская О.С. Аутичный ребёнок: пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: ТЕРЕВИНФ, 1997.
5. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития [Текст]: методич. пособие / сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 156 с.
6. Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – с. 211-226 (умственно отсталые дети); с. 300-315 (аутичные дети).
7. Специальная психология [Текст] / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – с.34-81 (умственно отсталые дети).
Практическое занятие № 2
для студентов очной формы обучения