Тема: «Организация работы по комплектованию дошкольных учреждений для умственно отсталых детей»

Вопросы для обсуждения

1. Метод изучения документации на ребёнка дошкольного возраста (свидетельство о рождении, выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей, социальная карта и др.).

2. Метод беседы с родителями (или лицами их заменяющими). Значимость качественного сбора анамнестических данных для определения уровня развития ребёнка. Анализ анамнестических данных олигофренопедагогом.

3. Психодиагностическая процедура обследования ребёнка дошкольного возраста на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Схема обследования.

4. Применение метода наблюдения за ребёнком во время обследования его в ПМПК. Наблюдение за игровой деятельностью ребёнка: оценка сформированности/несформированности игровой деятельности в соответствии с возрастом и условиями воспитания ребёнка как показатель интеллектуального развития.

5. Тестовые методы в обследовании ребёнка дошкольного возраста.

6. Требования к диагностическому инструментарию, его качеству, количеству, последовательности предъявления в зависимости от целей обследования ребёнка дошкольного возраста (в ПМПК-консультации, в ПМПК- комиссии, в ПМПк – консилиуме).

7. Метод эксперимента в диагностике детей дошкольного возраста. Экспериментально-психологические методики изучения развития детей дошкольного возраста.

8. Специфика выполнения конкретных методик умственно отсталыми детьми дошкольного возраста (от 3-х до 5-ти лет).

9. Специфика выполнения конкретных методик умственно отсталыми детьми дошкольного возраста (от 5-ти до 7-ми лет).

10. Диагностика готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей.

11. Обобщённая психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.

12. Показания и противопоказания комплектования дошкольных учреждений для умственно отсталых детей.

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля

1. Внимательно изучить материалы лекции по теме.

2. Первые два вопроса занятия представить в тетрадях для самостоятельной работы в виде планов-тезисов.

3. Вопросы с 3-го по 10-й подготовить как доклады, которые одновременно готовят 2-3 студента (распределение студентов на доклады через преподавателя).

4. Из ниже представленного списка литературы выбрать необходимые для ответа на вопрос материалы. Доклад оформить в письменном виде, и после его презентации сдать преподавателю на кафедру. Самостоятельный подбор источников литературы приветствуется (с обязательной ссылкой на них).

5. Студенты, готовящие доклады о конкретных диагностических методиках, должны иллюстрировать свои теоретические положения стимульным материалом к данным методикам (изготавливают или подбирают).

6. Вопрос № 11 подготовить для письменного ответа в конце практического занятия (12-15 минут).

7. Вопрос № 12 представить в тетради для самостоятельной работы в виде конспекта (или копии инструкции по приему умственно отсталых детей в дошкольные учреждения).

Литература

1. Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе: диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст] / Е.А. Бугрименко, Л.А. Венгер и др. – М., 1992.

2. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.- метод. пособие / С.В. Велиева. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.

3. Венгер, Л.А.. Готов ли ваш ребёнок к школе? [Текст] / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М., 1994.

4. Венгер, А.Л., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения [Текст] / А.Л. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. – М., 1972.

5. Детская практическая психология [Текст] / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] / А.Я. Коломинский [и др.]; под ред. А.Я. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.

7. Диагностика умственного развития дошкольника [Текст] / Л.А. Венгер [и др.]; под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М., 1978.

8. Дощицина, З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации [Текст]: методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов и руководителей школьных методических объединений / З.В. Дощицина. – М.: Новая школа, 1994. – 48 с.

9. Забрамная, С.Д. Отбор детей во вспомогательную школу [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988.

10. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию [Текст] / С.Д. Забрамная. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с.

11. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак-ов пед. вузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с. 45-48.

12. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005.

13. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005.

14. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – с.9-58.

15. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2001.

16. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: