Тема: «Организация работы по комплектованию общеобразовательных специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей»

Вопросы для обсуждения

1. Анализ «Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288. с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.

2. Анализ инструктивных документов по комплектованию общеобразовательных специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей (VIII вид). Показания и противопоказания к приёму детей в указанные учреждения.

3. Метод изучения документации на ребёнка школьного возраста (свидетельство о рождении; медицинская документация; психолого-педагогическая характеристика; социальная карта и др.).

4. Метод диагностической беседы с ребёнком: технология проведения.

5. Психодиагностическая процедура обследования ребёнка младшего школьного возраста в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Схема обследования.

6. Педагогическое обследование: схема; содержание работы олигофренопедагога.

7. Методики обследования уровня сформированности базовых школьных навыков: чтения, счёта, письма.

8. Требования к диагностическому инструментарию, его качеству и количеству, последовательности предъявления в зависимости от целей обследования ребёнка младшего школьного возраста (в ПМПК- консультации, в ПМПК- комиссии, в ПМПк – консилиуме).

9. Экспериментально-психологические методики изучения особенностей развития детей младшего школьного возраста. Методики для обследования восприятия, внимания, памяти, мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического), эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

10. Специфика выполнения конкретных методик умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста.

11. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Диагностические критерии определения лёгкой степени умственной отсталости.

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля

1. Внимательно изучить материалы лекции по теме.

2. Сделать копии: «Типового Положения…» (см. вопрос № 1) и инструктивных документов по комплектованию общеобразовательных специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей (VIII вид); показаниям и противопоказаниям к приёму детей в указанные учреждения - вклеить в тетрадь для самостоятельной работы.

3. Вопросы с 3-го по 10-й подготовить как доклады, которые одновременно готовят 2-3 студента (распределение студентов на доклады через преподавателя).

4. Из ниже представленного списка литературы выбрать необходимые для ответа на вопрос материалы. Доклад оформить в письменном виде, и после его презентации сдать преподавателю на кафедру. Самостоятельный подбор источников литературы приветствуется (с обязательной ссылкой на них).

5. Студенты, готовящие доклады о конкретных диагностических методиках, должны проиллюстрировать свои теоретические положения стимульным материалом к данным методикам (изготавливают или подбирают).

6. Вопрос № 11 подготовить для письменного ответа в конце практического занятия (12-15 минут).

Литература

1. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст]: учеб. пособие / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – с. 81-85 (умственно отсталые дети); с. 136-147 (психологическое обследование); с. 148- 163 (конкретные методики); с. 197-199 (инструкция по приёму детей в специальные школы- интернаты (школы) для умственно отсталых детей); с. 200-202 (примерный перечень материалов); с. 203-209 (карта истории развития ребёнка).

2. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека [Текст] / Л.А. Булахова [и др.]; под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев, Здоровье, 1979. – 124 с.

3. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст]: информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.

4. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию [Текст] / С.Д. Забрамная. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с.

5. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак-ов пед. вузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с. 69-81; с. 82-89; с. 90-98; с. 99-107.

6. Коррекционные образовательные учреждения: нормативные правовые документы [Текст] – М., 2004. – с. 4-12 («Типовое положение…» с изменениями).

7. Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] / Г.М. Дульнев [и др.]; под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. – М.: Просвещение, 1973.

8. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методич. рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной. – 2-е изд., дополн. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – с.145-154 («Типовое положение…»); с.172-174 (изменения).

9. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – с. 144-147; с. 149-154; с. 243-253.

10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – с. 59-98.

11. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 416-457 с.

12. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – с. 271-324. (система психологического изучения детей с отклонениями развития).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: