Практическое занятие № 13

для студентов очной формы обучения

Тема: «Организация работы по комплектованию специальных учреждений для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью»

Вопросы для обсуждения

1. Психолого-педагогическая характеристика: её структура, схема. Применение в психолого-педагогической практике. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики олигофренопедагогом.

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжёлой степенями умственной отсталости. Диагностические критерии определения умеренной и тяжёлой степени умственной отсталости.

3. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с глубокой степенью умственной отсталости. Диагностические критерии определения глубокой степени умственной отсталости.

4. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с болезнью Дауна.

5. Учреждения системы социального обеспечения, оказывающие помощь детям с выраженными степенями умственной отсталости, их родителям (лицам заменяющим).

6. Работа по комплектованию учреждений системы социального обеспечения. Показания и противопоказания к приёму детей в дома-интернаты системы социального обеспечения.

7. Психодиагностическая процедура обследования детей с выраженными степенями умственной отсталости в психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК). Схема обследования.

8. Методы и методики изучения особенностей развития детей с выраженными степенями умственной отсталости. Обзор.

9. Специфика выполнения конкретных методик детьми с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

10.Современные формы интеграции детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью – комплектование специальных классов и отделений при общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях для детей с лёгкой умственной отсталостью.

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля

1. Повторить необходимые блоки информации из смежных дисциплин (олигофренопедагогика, клиника интеллектуальных нарушений, психопатология, патопсихология).

2. Ответ на вопрос № 1 представить в тетрадях для самостоятельной работы в виде плана-тезиса и копии образцов характеристик (см. источник № 1 в списке литературы).

3. Ответы на вопросы №№ 2,3,4 подготовить для письменного изложения по ходу занятия (аудиторная мини-контрольная работа по вариантам).

4. Подготовить развёрнутые устные ответы на вопросы №№ 5,6,10.

5. Подготовить доклады по вопросам №№ 7,8,9 (докладчиков назначает преподаватель)

Литература

1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / ч. 1: Теоретические основы / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с.113-115; с. 146-152.

2. Забрамная, С.Д. Отбор детей во вспомогательную школу [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988.

3. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак-ов пед. вузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд. перераб - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - с.5-13.

4. Коррекционные образовательные учреждения: нормативные правовые документы [Текст] – М., 2004. – с. 4-12 («Типовое положение…» с изменениями).

5. Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] / Г.М. Дульнев [и др.]; под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. – М.: Просвещение, 1973.

6. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Б.П. Пузанов [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Просвещение, 1998. – с. 76-90.

7. Малер, А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями [Текст]: кн. для родителей / А.Р. Малер. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 80 с.

8. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова – М., 2002.

9. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.

10. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [ и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – с. 211-217.

11. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – с. 79-80.

12. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. – СПб.: Дидактика Плюс; М.: Ин.-т общегуманитарн. исслед., 2002. – с. 38-43. (умеренная, тяжёлая, глубокая умственная отсталость); с. 57-98 (психолого-педагогическая диагностика лиц с умственной отсталостью); с. 338-394 (конкретные методики их обследования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: