для студентов очной формы обучения
Тема: «Обзор методов и методик ранней диагностики отклонений в развитии детей. Работа олигофренопедагога с родителями детей младенческого и раннего возраста».
Вопросы для обсуждения
1. Анализ анамнестических данных (полученных в ходе беседы или изучения документации) как метод раннего выявления отклонений в развитии ребёнка.
2. Наблюдение за детьми в период новорожденности, младенчества и раннего возраста как основной метод выявления отклонений в развитии детей. Технология проведения наблюдения за детьми в указанные возрастные периоды.
3. Объективный метод (тесты умений) как метод выявления отклонений в развитии ребёнка в периоды новорожденности, младенчества и раннего возраста. Технология проведения психодиагностических процедур. Характеристика стимульного материала, применяемого при обследовании детей.
4. Использование олигофренопедагогами данных специалистов-смежников (медиков, психологов) для определения проблем в развитии ребёнка раннего возраста.
|
|
5. Роль взрослого в нервно-психическом и физическом развитии детей в период новорожденности, младенчества, раннего возраста.
6. Работа олигофренопедагога с родителями детей первых месяцев и лет жизни (консультирование, просвещение, профилактика).
Вопросы и задания для контроля и самоконтроля
1. Проанализировать материалы лекций по дисциплине, а также данные смежных дисциплин, изученные ранее.
2. Посмотреть учебный фильм о детях первого года жизни.
3. Подготовиться к ответам на поставленные вопросы, используя теоретические и практические (по фильму) данные.
4. Написать творческий отчёт после просмотра учебных видеоматериалов на тему: «Проблема ранней диагностики отклонений в развитии детей. Роль взрослого в нервно-психическом развитии ребёнка младенческого и раннего возраста».
Литература
1. Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л.О. Бадалян. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – с. 119- 122 (анамнез); с. 286-293 (взаимодействие специалистов и родителей детей с отклонениями в развитии).
2. Баженова, О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни [Текст] / О.В. Баженова. – М., 1986.
3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития в раннем возрасте [Текст] / под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1999.
4. Детский практический психолог: программы и методические материалы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А. Шаграева [и др.]; под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М., Академия, 2001. – с. 195-203 (эмоциональное благополучие ребёнка и его изучение).
|
|
5. Наглядный материал для обследования детей: приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005.
6. Печора, К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М., 2003.
7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005.
8. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации по психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет [Текст] / Е.А. Стребелева // Ранняя диагностика умственного развития / под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1994.
9. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка [Текст] / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Э.Л. Фрухт, Л.Г. Голубева [и др.] / Сост. Э.Л. Фрухт. – М.: Просвещение, 1989.