Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

· Основные проблемы, задачи, реалии и перспективы психолого-педагогической диагностики, её прикладное значение в деятельности олигофренопедагога при изучении детского развития.

· Историю становления и современное состояние разработки методов психологического исследования детского развития за рубежом и в нашей стране.

· Исторически сложившиеся представления об умственной отсталости, критериях её выявления и о современных подходах к оценке интеллектуального развития детей.

· Организацию и содержание работы по комплектованию специальных учреждений для умственно отсталых детей в историческом плане и в современной России.

· Функциональные обязанности всех членов психолого-медико-педагогической консультации и комиссии и олигофренопедагога – в особенности.

· Содержание Типового Положения о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

· Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения в историческом аспекте и в современной их реализации в практике комплектования специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей.

· Основные положения дифференциальной диагностики, позволяющие отграничивать умственную отсталость от сходных с ней состояний.

· Конкретные психодиагностические методики и принципы их подбора при обследовании умственно отсталых детей с целью комплектования специальных (коррекционных) учреждений для них, а также в ходе текущего (динамического) изучения.

· Документацию психолого-медико-педагогической комиссии и консультации: порядок её ведения.

· Технологию психолого-педагогического обследования детей в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях.

· Показатели нервно-психического развития детей младенческого и раннего возраста, а также признаки неблагополучия в развитии детей в данные возрастные периоды.

· Методы и методики осуществления ранней диагностики дефектов развития у детей.

· Методы и методики изучения состояния школьных знаний, умений и навыков, диагностики готовности к школьному обучению.

· Основные международные и государственные нормативно-правовые акты, морально-этические нормы, обеспечивающие деятельность психологов и педагогов в системе народного образования.

· Основы консультативной работы по оказанию помощи умственно отсталым детям, их родителям (лицам заменяющим), специалистам-смежникам.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

· Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями науки психолого-педагогической диагностики, уточнять их происхождение и сущность по словарям, давать им сравнительную характеристику.

· Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам дисциплины, публично выступать с докладами и защитой рефератов.

· Грамотно и аккуратно работать с литературными источниками: аннотировать, конспектировать, цитировать, реферировать.

· Анализировать конкретную документацию на детей (медицинскую, психологическую, педагогическую).

· Квалифицированно подбирать методы и методики для обследования умственно отсталых детей с учётом их возраста, условий воспитания, целей исследования.

· Изготавливать и подбирать стимульный материал к методикам при необходимости.

· Проводить психодиагностические процедуры обследования умственно отсталых детей с соблюдением всех морально-этических норм и грамотно интерпретировать полученные данные.

· Проводить полное педагогическое обследование ребёнка в ходе практики с подбором адекватных заданий на обследование школьных знаний, умений, навыков; диагностику готовности умственно отсталого ребёнка к обучению в школе.

· Оказывать консультативную помощь умственно отсталым детям, подросткам, их родителям (лицам заменяющим), а также коллегам: педагогам, психологам, воспитателям, специалистам-смежникам, другим лицам, нуждающимся в знаниях в области психолого-педагогической диагностики умственного развития. При этом адекватно оценивать свои профессиональные и личностные возможности.

· Составлять заключение по результатам педагогического обследования ребёнка в зависимости от условий и целей этого обследования (в ПМПК-комиссии, консультации или консилиуме и др.).

· Использовать полученные теоретико-практические знания, умения и навыки в области психолого-педагогической диагностики и консультирования при выполнении курсовых, выпускных квалификационных работ, а также в ходе получения послевузовского образования (магистратура, аспирантура).

· Адекватно ситуациям демонстрировать свою профессиональную и личностную компетентность в оказании помощи умственно отсталым детям и их родителям (лицам их заменяющим).

· Применять знания социально-правовых и морально-этических аспектов психодиагностической деятельности в практике оказания помощи умственно отсталым детям и их родителям (лицам заменяющим).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: