Вопросы к межкурсовому экзамену по дисциплине

«Психолого-педагогическая диагностика и консультирование»

(для студентов очной и заочной форм обучения)

1. Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук. Цель, задачи, предмет науки. Современные проблемы науки и перспективы её развития. Актуальность изучения психолого-педагогической диагностики будущими олигофренопедагогами.

2. Понятие «психодиагностическая процедура». Нормативные требования и условия проведения психолого-педагогического обследования детей.

3. История распознавания умственной отсталости среди других отклонений психофизического развития детей. Обзор.

4. История становления диагностических критериев умственной отсталости.

5. Отношение общества к умственно отсталым людям в зависимости от социального устройства, культурного уровня, вероисповедания и т.д. Обзор.

6. Анализ первых классификаций умственной отсталости с точки зрения диагностических критериев её распознавания (Айрленд, Бурневиль, Гризингер, Маньян, Морель, Платтер, Тюлье и др.).

7. История зарождения экспериментального метода. Лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент. Технология проведения. Психолого-педагогический эксперимент: его этапы.

8. Вклад Ж. Филиппа и П. Бонкура в определение психолого-педагогических критериев умственной отсталости у детей.

9. История тестового метода. Вклад Бине и Симона в разработку метода. Критика первых тестов зарубежными и отечественными специалистами.

10. Отечественная история тестов. Л.С. Выготский о тестах и тестовом методе.

11. Развитие методов психолого-педагогического изучения детей и подростков в практике педологической науки в России.

12. Медико-педагогическая комиссия (МПК): цель, задачи, организация и содержание работы. Анализ недостатков деятельности МПК (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский).

13. Предпосылки создания психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Сравнительный анализ деятельности медико-педагогической комиссии (МПК) и психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

14. Анализ содержания «Типового положения о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК)» (проект 1995 года).

15. Принципы отбора умственно-отсталых детей в специальные учреждения.

16. Принципы психодиагностического обследования детей и подростков.

17. Тесты как один из инструментов определения индивидуально-психологических особенностей личности человека. Современные подходы к классификации тестов.

18. Диагностические возможности метода опросников и анкет в распознавании интеллектуальных отклонений в развитии детей и подростков.

19. Диагностическая значимость применения метода проективных техник в современной теории и практике выявления умственной отсталости и комплектования специальных (коррекционных) учреждений.

20. Характеристика метода наблюдения как одного из основных в работе олигофренопедагога с детьми дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.

21. Виды наблюдения. Цель и задачи наблюдения. Технология проведения наблюдения в зависимости от возраста детей и условий наблюдения.

22. Беседа и интервью как методы распознавания интеллектуальных нарушений у детей и подростков.

23. Технология проведения диагностической беседы в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

24. Метод изучения продуктов детской деятельности как один из основных в работе олигофренопедагога. Требования к методу, технология применения на практике.

25. Рисунки детей как важнейший продукт их деятельности. Особенности выполнения рисунков умственно отсталыми детьми (в условиях ПМПК-комиссии, в свободной или урочной деятельности; а также в зависмости от глубины дефекта и др. факторов).

26. Письменные работы детей как важнейший продукт их деятельности. Особенности навыка письма умственно отсталых детей в зависимости от глубины и тяжести дефекта.

27. Обзор психодиагностического и психолого-педагогического инструментария, применяемого в современной практике выявления умственной отсталости и комплектования специальных (коррекционных) учреждений.

28. Структура психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Функциональные обязанности олигофренопедагога в зависимости от работы в том или ином отделе ПМПК.

29. Педагогическое обследование ребёнка дошкольного возраста в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обзор основных методов обследования. Характеристика обязательных методических материалов.

30. Схема педагогического обследования ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обязательные методические материалы для проведения педагогического обследования.

31. Педагогическое обследование ребёнка младшего школьного возраста в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обзор основных методов обследования. Характеристика обязательных методических материалов.

32. Заключение по результатам педагогического обследования ребёнка в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Требования к написанию и презентации.

33. Заключение олигофренопедагога по результатам обследования ребёнка в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Требования к содержанию, оформлению, презентации.

34. Психологическое обследование ребёнка в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Обзор основных методов обследования.

35. Схема психологического обследования ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обязательные методические материалы для проведения психологического обследования.

36. Заключение по результатам психологического обследования ребёнка. Требования к написанию, оформлению, презентации в зависимости от процедуры обследования в психолого-медико-педагогической комиссии или консультации.

37. Метод изучения документации на ребёнка в практике работы олигофренопедагога.

38. Понятие «обучаемость». Обучающий эксперимент. Применение обучающего эксперимента в практической деятельности олигофренопедагога.

39. Обследование уровня сформированности навыка чтения. Технология проведения. Особенности становления навыка чтения у умственно отсталых детей.

40. Обследование уровня сформированности навыков счёта и решения арифметических задач. Технология проведения. Особенности становления навыков у умственно отсталых детей.

41. Анализ теорий и гипотез об интеллектуальном развитии детей с ранним детским аутизмом (РДА).

42. Характеристика основных симптомов раннего детского аутизма (РДА) с точки зрения дифференциации их от проявлений умственной отсталости у детей.

43. Этиологические факторы раннего детского аутизма (РДА) и умственной отсталости: сходство и отличия.

44. Зависимость интеллектуального развития детей от отнесённости их к той или иной клинико-психологической группе раннего детского аутизма (РДА).

45. Особенности речевого развития детей с ранним детским аутизмом (РДА) и умственной отсталостью: сходство и отличия.

46. Состояние моторного развития детей с ранним детским аутизмом (РДА) и умственной отсталостью: сходство и отличия.

47. Перспективы развития детей с ранним детским аутизмом (РДА) и умственной отсталостью в зависимости от клинико-психологической группы РДА и степени умственной отсталости.

48. Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития (ЗПР). Общий обзор.

49. Дифференциальная диагностика лёгкой умственной отсталости и задержки психического развития церебрально-органического генеза.

50. Отграничение умственной отсталости от социально-педагогической запущенности. Основные критерии дифференциальной диагностики.

51. Отграничение умственной отсталости от астенических состояний у детей. Основные критерии дифференциальной диагностики.

52. Отграничение умственной отсталости от нарушений слуха у детей. Основные критерии дифференциальной диагностики.

53. Отграничение умственной отсталости от нарушений зрения у детей. Основные критерии дифференциальной диагностики.

54. Отграничение умственной отсталости от первичных нарушений речи у детей. Основные критерии дифференциальной диагностики.

55. Определение понятия «ранняя диагностика». Значимость ранней диагностики для начала коррекционной работы и дальнейшего хода развития ребёнка.

56. Иерархия выявления дефектов детского развития. Сложность определения не резко выраженных интеллектуальных нарушений в младенческом и раннем возрасте.

57. Основные показатели развития детей периода новорожденности: признаки доношенности/недоношенности. Оценка состояния ребёнка по шкале Апгар.

58. Ранняя диагностика в теоретических аспектах. Периодизация детского возраста.

59. Основные показатели нервно-психического развития ребёнка младенческого возраста. Методы и методики определения этих показателей.

60. Основные показатели нервно-психического развития ребёнка раннего возраста. Методы и методики определения этих показателей.

61. Контроль за динамикой нервно-психического развития детей. Наблюдение за ребёнком – основной метод контроля.

62. Понятие об эпикризных сроках развития детей младенческого и раннего возраста.

63. Вклад отечественных и зарубежных учёных в решение проблемы ранней диагностики дефектов развития детей.

64. Организация работы по комплектованию дошкольных специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей. Роль олигофренопедагога в этой работе.

65. Организация работы по комплектованию специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей. Роль олигофренопедагога в этой работе.

66. Организация работы по комплектованию специальных учреждений для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Роль олигофренопедагога в этой работе.

67. Организация работы по комплектованию домов-интернатов для детей с глубокими нарушениями интеллектуального развития. Роль олигофренопедагога в этой работе.

68. Организация и содержание текущего (динамического) изучения детей после обследования их в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и определения в то или иное учреждение для умственно отсталых детей. Роль олигофренопедагога в этой работе.

69. Психолого-педагогической сопровождение умственно отсталых детей в дошкольных и школьных специальных (коррекционных) учреждениях. Функционал олигофренопедагога в организации и проведении этой работы.

70. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой умственной отсталостью. Диагностические критерии определения лёгкой умственной отсталости.

71. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной умственной отсталостью. Диагностические критерии определения умеренной умственной отсталости.

72. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с тяжёлой умственной отсталостью. Диагностические критерии определения тяжёлой умственной отсталости.

73. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с глубокой умственной отсталостью. Диагностические критерии определения глубокой умственной отсталости.

74. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с дементными состояниями. Диагностические критерии определения данных состояний.

75. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с болезнью Дауна. Психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение детей с болезнью Дауна в современной практике оказания помощи этим детям и их родителям.

76. Понятие о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей: цель, задачи, содержание работы. Роль олигофренопедагога в работе ПМПк.

77. Современные формы оказания помощи семьям, воспитывающим умственно отсталых детей. Роль олигофренопедагога в организации и проведении работы с семьёй.

78. Морально-нравственные аспекты оказания психодиагностической, консультативной, педагогической помощи умственно отсталым детям и их родителям.

79. Протокол психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК): структура, содержание, правила оформления и хранения.

80. Представленность умственной отсталости в международных классификациях болезней (МКБ) 8-го, 9-го и 10-го пересмотров: сравнительный аспект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: