Интегративные психические образования: мнемические, интеллектуальные, креативные, речевые, темпераментные

Понятие о памяти. Классификация видов памяти. Процессы памяти. Запечатление. Сохранение. Воспроизведение. Забывание. Способы заучивания материала. Индивидуальные различия в памяти человека и ее типы. Понятие о мышлении. Источник мыслительной деятельности (чувственное познание, его пределы, опосредованность мышления). Социальная природа мышления (язык, приобретение опыта, фиксация и передача знаний от поколения к поколению). Классификация видов мышления по онтогенетическому признаку – наглядно действенное, наглядно-образное, отвлеченное или абстрактное. Основные операции и формы мышления. Культура мышления (самостоятельность, критичность ума, гибкость, широта, глубина, ско­рость мыслительных операций - относительна). Индивидуальные различия в мышлении людей. Мышление и речь. Их взаимосвязь. Понятие о воображении и его основные виды. Способы создания образов воображения (агглютинация, типизация, гиперболизация, схематизация, подчеркивание признаков). Влияние воображения на органические процессы и психические состояния человека. Понятие о темпераменте. Теории темперамента (гуморальная - смешение жидкостей в организме: крови, лимфы, желчи и черной желчи – Гиппократ; по физиологическим, психологическим и моральным качествам – Гален; по психическим свойствам - И. Кант; физическому строению отдельных частей, тканей – Кречмер, Шелдон; толщине и упругости кровеносных сосудов, их просвету, форме и размеру сердца - П.Ф. Лесгафт; силе, уравновешенности, подвижности возбудительного и тормозного процессов нервной системы - И.П.Павлов; интроверсии и экстраверсии - Г. Айзенк, В.С. Мерлин, И.М.Палей). Физиологические механизмы темперамента. Типы темперамента и ВНД (сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник; сильный, неуравновешенный, подвижный - холерик; сильный, уравновешенный, инертный - флегматик; слабый - меланхолик - И.П.Павлов; динамичность - легкость образования временных связей, лабильность - скорость возникновения и прекращения нервного процесса по Б.М. Теплову и В.Д. Небылицину; зависимость активности, эмоциональности и моторики от типа нервной системы в целом - В.С. Мерлин). Темперамент как биологическая основа характера. Понятие о характере. Структура характера (отношение к труду; отношение к коллективу и отдельным людям; отношение к вещам; отношение к себе). Акцентуации характера.

8. Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Понятие психологии развития; задачи психологии развития. Разделы психологии развития. Связь психологии развития с другими науками. Определение метода, методики и техники исследования; классификация методов изучения психики человека по Б.Г. Ананьеву. Исторический аспект развития за рубежом. Психоаналитические концепции психического развития (З. Фрейд, Э. Эриксон). Бихевиористская концепция психического развития как социального научения (Б. Скиннер, Дж. Мид, Н.Миллер, Р.Уолтерс, А.Бандура).Генетическая психология о психическом развитии (Ж.Пиаже, Л.Колберг, Дж. Брунер). Гуманистическая психология о психическом развитии (Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс). Гештальтпсихологическая концепция психического развития (К.Коффка, К.Левин, Г.Фолькельт). Исторический аспект психологии развития в России. Теория культурно-исторического развития высших психических функций человека Л.С. Выготского. Теория исторического развития детства Д.Б. Эльконина. Теория развития личности в онтогенезе Л.И. Божович. Модель развития форм общения М.И. Лисиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: