Проблемы села. Кому быть хозяином земли?

Издревле считается, что деревня выступает хранителем духовного, этнического и культурного наследия народов. Именно людям земли удавалось сохранить душу и дух народов, благодаря селу питалась и поддерживалась духовная культура городов. Выходцы из сел и деревень оказывались наиболее стойкими, трудолюбивыми горожанами, принося с собой все самое чистое, жизнестойкое и духовное. Так было до недавних времен.

Теперь картина иная. Когда-то аккуратные, красивые, уютные дома ветшают, становятся серыми и безликими. Все больше заброшенных земель, заболоченных рек и озер.

Многие клубы разрушены по ветхости, пусты из-за безденежья. Людям негде отдыхать. Концертные и театральные труппы, бригады давно уже не ездят в села – некому оплачивать. В библиотеках некому работать, поступления новых книг нет, нет в селах даже малой части тех журналов и газет, которые здесь когда-то выписывали.

Люди села спиваются. Многие воровством из коллективного или частного хозяйства пытаются спасти свое собственное и прокормить, одеть, обуть членов своей семьи.

Молодежь бежит из села: нет перспектив, а оставшиеся деградируют, спиваясь. Появилась и новая опасность – наркотики, знакомство с которыми начинается по летнему приезду «отдыхающей» молодежи из города.

Всем все ясно: нет средств, происходит общегосударственное падение нравов и т.д. и т.п.

Но есть и другая причина, основная: люди земли не чувствуют себя хозяевами своей земли, а ее, землю, – кормилицей.

Идея и схемы формирования фермерских хозяйств, которые, казалось бы, и должны решать эту проблему, хороши сами по себе. Да, они воспитывают в людях собственника, хозяина, получающего прямой и ощутимый результат от своего труда. Но таких пока немного. Проблем же у современного фермера-пионера не меньше, чем у всех остальных, если не больше.

Одно фермерское хозяйство аграрных проблем России не решит. Слишком велика ее территория, велики земли, нет комплексных, глубоко и тщательно продуманных программ использования сельскохозяйственных угодий арендаторами и собственниками земли, нет дотационной программы. Без необходимого и достаточного государственного регулирования мы только погубим наши земли и угодья. И формы коллективного ведения хозяйств остаются наиболее эффективными как для государства, так и для самих сельчан.

Все понимают, что право владения землей ничего не дает, если нет прав пользоваться плодами своего труда на этой земле. Формально такие права существуют, в реальности – нет, или существуют не в достаточной мере. Отсюда – лень, незаинтересованность в труде, безответственность.

Обладают ли в реальности колхозники правом и возможностью влиять на принципы распределения доходов от реализации продуктов своего труда? Нет, потому что подобные решения спускаются «сверху» от глав администраций, которых колхозники не выбирают, к председателям колхозов, которых колхозники тоже не выбирают. Получается что решения ни главы администрации, ни председателя колхоза не зависят от голоса и мнения колхозников, а только от тех, кто их назначил. Как при таких условиях сельчанин будет чувствовать себя хозяином?

Колхозник превращен в раба без реального права что-либо решать, без права и возможностей на что-либо влиять. Будет ли он после этого самоотверженно трудиться и заботиться о земле?

Разве по признакам профессионализма, компетентности, авторитета и доверия назначаются председатели и главы администраций районов? Нет.

Учитывая все вышесказанное, следует подчеркнуть, что не только главы администраций должны выбираться населением районов, но и председатели колхозов, если мы хотим говорить о возможности эффективного, созидательного труда на земле и социально справедливом распределении его плодов.

Только когда человек прямо участвует в процессах принятия тех или иных решений, от которых зависит его жизнь и благосостояние; только когда он способен прямо влиять на тех, кому он доверил подобное право, только тогда мы можем говорить о том, что он и есть хозяин. Кто имеет права на использование своих доходов, тот и может нести ответственность за то, что обеспечивает его доход.

Хозяин земли должен быть и хозяином на земле, и хозяином того, что эта земля ему дает.




double arrow
Сейчас читают про: