К вопросам о высшем и специальном образовании

Долгое время и многими взвешиваются все «за» и «против» в вопросе, должно ли высшее образование быть платным.

Я считаю, что оно должно быть не только бесплатным, но и обязательным, как и среднее образование.

Условия развития мирового сообщества, общественные и производственные отношения требуют от человека максимальной разносторонней и профессиональной подготовленности, которую способно дать только высшее образование. Того же требуют и социальный и личностный статус, которым должен обладать каждый гражданин России, желающий чувствовать себя полноценным членом общества.

Зная это, как мы можем мириться с условиями, при которых те, у кого нет достаточных средств даже к нормальному существованию, не заплатив немалые деньги, не может получить при желании высшее образование? Это ли не преступное безразличие по отношению не только к будущему поколению, но и к настоящему? Не этим ли самым мы заведомо и сознательно (а кто-то и умышленно) ослабляем мощь и потенциал своего государства?

То, что государство не может найти для этого достаточных средств – миф. Образованность граждан – это вопрос национальной безопасности.

Что же касается платного обучения, привилегированных учебных заведений, то они должны быть. Различные условия обучения – это нормально. Ненормально то, что ВУЗы с платной формой обучения возникают не на новой базе, не с нуля, а на основе бывших государственных учебных заведений. Если высшее образование для кого-то становится бизнесом, то все должно быть по правилам бизнеса: сначала вкладывай, а потом получай прибыль.

Другой момент. Мы все прекрасно понимаем положение заключенных в местах лишения свободы. Вряд ли эти учреждения предоставляют возможность оступившимся людям получить шанс избрать и начать новую жизнь. Это те же граждане России. Раз уж так вышло, что им приходится годы проводить в изоляции от общества, почему бы не предоставить им возможность выйти из этих стен со способностями вернуть долг обществу. Обязательное получение высшего и специального образования (заочного) в стенах этих учреждений помогло бы многим из них пересмотреть свое отношение к себе и к своей жизни, безболезненно вписаться в условия той новой жизни, что ждет их после отбытия положенного срока заключения. Ведь функция этих учреждений не только наказание, но и исправление. Принятие и реализация соответствующей общефедеральной программы могли бы решить и этот вопрос образования.

2000 год

Прошло почти два года с тех пор, как были написаны последние строки «Исповеди». Что изменилось за это время?

Россия обрела своих истинных правителей, не подозревающих, возможно, что они стали настоящими мессиями для своего государства, о силе и единстве которого мечтали многие россияне. Существующий и правящий в мире культ силы вынудил Россию стать на путь силы, и она стала сильной. Стала ли она духовной? Нет – требуется время. Но я уверен, и уже вижу, что она станет такой: в словах наших лидеров все чаще звучит то, о чем я писал в своей книге «Политтехнология нравственности или Искусство богочеловека». И мой низкий поклон всем тем, кто сделает наше государство таким, что его будут не только боятся и за это уважать, но больше любить за его миролюбие, милосердие, справедливость и свободолюбие. И теперь я хочу сказать те же слова, что поместил в начале «Политтехнологии нравственности…»:

Национальной идеей, способной сплотить не только Россию, но и весь мир вокруг решения вопросов, проблем, стоящих перед нами как Вызов, может быть только идея духовности – духовности человека, общества, государства, всей цивилизации.

осень 2008 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: