Эмоциональная сторона консультирования

1. Эмпатия (как условие и явление, возникающее в процессе консультирования)

2. Перенос

3. Контрперенос

4. Эмоциональное выгорание

Р. Мэй Искусство психологического консультирования

Эмпатия (Р. Мэй) – глубокое чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько принимается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы «растворяясь» в нем, благодаря чему возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения.

Эмпатия включает в себя три компонента:

- эмоциональный компонент;

- когнитивный компонент (умение видеть ситуацию глазами клиента);

- поведенческий компонент (умение выразить свои чувства и свое понимание).

Уровни эмпатии (Дж. Эган):

1. Первичная эмпатия – способность к отражению чувств клиента, которая выражается в способности реагировать так, что и клиенту, и консультанту понятно, что консультант понял главные проблемы клиента.

2. Опережающая эмпатия – способность отражать не только то, что клиент говорит открыто, но и то, что клиент подразумевает, недоговаривает.

Эмпатия требует временной идентификации.

Перенос – проекция клиентом прошлых или настоящих ощущений, установок или желаний на консультанта.

Явление переноса открыл З. Фрейд.

1. В детстве возникают определенные шаблоны (паттерны), которые мы потом используем, переносим на все последующие отношения.

2. Мы испытываем навязчивое побуждение к использованию этих шаблонов (паттернов).

Основные черты переноса:

- перенос всегда ошибочен;

- перенос может быть как позитивным, так и негативным;

- возникновению переноса содействует нейтральность и неопределенность консультанта;

- перенос – это бессознательный процесс;

- перенос возникает чаще в тех сферах, где есть нерешенные детские проблемы.

Уоткинсон выделил виды переноса:

1. Восприятие консультанта как идеала.

2. Восприятие консультанта как провидца.

3. Восприятие консультанта как воспитателя (учителя, родителя).

4. Восприятие консультанта как источник фрустрации.

5. Восприятие консультанта как «пустое место».

Признаки переноса:

- длительное молчание;

- интерес к личной жизни консультанта;

- конкуренция с другими клиентами;

- постоянное цитирование консультанта;

- подарки;

- изменение внешнего вида;

- обиды на консультанта;

- поиск тактильного контакта;

- стремление встречаться с консультантом вне процесса консультирования;

- сообщение о себе информации личного характера;

- сны;

- «забывание» заплатить за консультацию.

Что делать, если возник перенос? В психоанализе – анализ переноса. Перенос позволяет понять, как человек строит отношения с другими людьми.

Контрперенос – это перенос со стороны консультанта, это проекция консультанта на материал, предоставленные клиентом:

- ответная реакция на перенос клиента;

- все эмоциональные реакции консультанта на клиента.

Причины контрпереноса:

- стремление быть идеальным консультантом;

- страх потерять клиентов;

- эротические и сексуальные чувства;

- стремление быть пророком.

Уоткинсон выделил виды контрпереноса:

1. Чрезмерная опека

2. Мягкость

3. Отторжение (негативное отношение к клиенту)

4. Враждебность

5. Реакция на перенос клиента

Признаки переноса:

- думать о клиенте после работы;

- обиды на клиента;

- использование в лекциях, статьях информации о клиенте, ситуации, проблеме;

- случайные воспоминания;

- сны;

- желание сделать подарок клиенту.

Что делать, если возник контрперенос? В психоанализе – анализ контрпереноса.

Эмоциональное выгорание – это психодинамический феномен, который определяется как физическое, эмоциональное, умственное истощение из-за продолжительной эмоциональной перегрузки.

Причиной эмоц. выгорания может служить необходимость постоянного общения, взаимодействия с людьми (профессии типа «человек – человек»).

К. Маслач выделила стадии выгорания:

1. Эмоциональное истощение

2. Стадия деперсонализации. Отгораживание консультанта от других людей, негативная установка по отношению к другим людям и к себе.

3. Стадия снижения уровня личных достижений.

Способы профилактики эмоционального выгорания:

· Отдых, забота о здоровье, спорт;

· Развитие других интересов, кроме профессиональных;

· Самообразование, самосовершенствование, саморазвитие;

· Удовлетворительная социальная жизнь;

· Личная терапия;

· Дать себе «право на ошибку»;

· Занятия другой деятельностью (совмещение).

Способы борьбы с эмоциональным выгоранием:

1. Осознание того, что проблема существует.

2. Принять ответственность на себя.

3. Отпуск, смена деятельности, консультация специалиста.

4. Действия.

5. Развитие новых способов, позволяющих справляться с выгоранием.

«Есть время для проблем, а есть время для жизни»

Помимо эмоционального выгорания у консультанта может сформироваться профессиональный невроз:

- необыкновенное трудолюбие;

- напряженный график (без выходных);

- отсутствие других интересов;

- постоянная готовность принять ответственность за других людей на себя;

- педантичность в работе и общении;

- стремление всегда добиваться успеха (комплекс превосходства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: