1. Эмпатия (как условие и явление, возникающее в процессе консультирования)
2. Перенос
3. Контрперенос
4. Эмоциональное выгорание
Р. Мэй Искусство психологического консультирования
Эмпатия (Р. Мэй) – глубокое чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько принимается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы «растворяясь» в нем, благодаря чему возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения.
Эмпатия включает в себя три компонента:
- эмоциональный компонент;
- когнитивный компонент (умение видеть ситуацию глазами клиента);
- поведенческий компонент (умение выразить свои чувства и свое понимание).
Уровни эмпатии (Дж. Эган):
1. Первичная эмпатия – способность к отражению чувств клиента, которая выражается в способности реагировать так, что и клиенту, и консультанту понятно, что консультант понял главные проблемы клиента.
2. Опережающая эмпатия – способность отражать не только то, что клиент говорит открыто, но и то, что клиент подразумевает, недоговаривает.
|
|
Эмпатия требует временной идентификации.
Перенос – проекция клиентом прошлых или настоящих ощущений, установок или желаний на консультанта.
Явление переноса открыл З. Фрейд.
1. В детстве возникают определенные шаблоны (паттерны), которые мы потом используем, переносим на все последующие отношения.
2. Мы испытываем навязчивое побуждение к использованию этих шаблонов (паттернов).
Основные черты переноса:
- перенос всегда ошибочен;
- перенос может быть как позитивным, так и негативным;
- возникновению переноса содействует нейтральность и неопределенность консультанта;
- перенос – это бессознательный процесс;
- перенос возникает чаще в тех сферах, где есть нерешенные детские проблемы.
Уоткинсон выделил виды переноса:
1. Восприятие консультанта как идеала.
2. Восприятие консультанта как провидца.
3. Восприятие консультанта как воспитателя (учителя, родителя).
4. Восприятие консультанта как источник фрустрации.
5. Восприятие консультанта как «пустое место».
Признаки переноса:
- длительное молчание;
- интерес к личной жизни консультанта;
- конкуренция с другими клиентами;
- постоянное цитирование консультанта;
- подарки;
- изменение внешнего вида;
- обиды на консультанта;
- поиск тактильного контакта;
- стремление встречаться с консультантом вне процесса консультирования;
- сообщение о себе информации личного характера;
- сны;
- «забывание» заплатить за консультацию.
Что делать, если возник перенос? В психоанализе – анализ переноса. Перенос позволяет понять, как человек строит отношения с другими людьми.
|
|
Контрперенос – это перенос со стороны консультанта, это проекция консультанта на материал, предоставленные клиентом:
- ответная реакция на перенос клиента;
- все эмоциональные реакции консультанта на клиента.
Причины контрпереноса:
- стремление быть идеальным консультантом;
- страх потерять клиентов;
- эротические и сексуальные чувства;
- стремление быть пророком.
Уоткинсон выделил виды контрпереноса:
1. Чрезмерная опека
2. Мягкость
3. Отторжение (негативное отношение к клиенту)
4. Враждебность
5. Реакция на перенос клиента
Признаки переноса:
- думать о клиенте после работы;
- обиды на клиента;
- использование в лекциях, статьях информации о клиенте, ситуации, проблеме;
- случайные воспоминания;
- сны;
- желание сделать подарок клиенту.
Что делать, если возник контрперенос? В психоанализе – анализ контрпереноса.
Эмоциональное выгорание – это психодинамический феномен, который определяется как физическое, эмоциональное, умственное истощение из-за продолжительной эмоциональной перегрузки.
Причиной эмоц. выгорания может служить необходимость постоянного общения, взаимодействия с людьми (профессии типа «человек – человек»).
К. Маслач выделила стадии выгорания:
1. Эмоциональное истощение
2. Стадия деперсонализации. Отгораживание консультанта от других людей, негативная установка по отношению к другим людям и к себе.
3. Стадия снижения уровня личных достижений.
Способы профилактики эмоционального выгорания:
· Отдых, забота о здоровье, спорт;
· Развитие других интересов, кроме профессиональных;
· Самообразование, самосовершенствование, саморазвитие;
· Удовлетворительная социальная жизнь;
· Личная терапия;
· Дать себе «право на ошибку»;
· Занятия другой деятельностью (совмещение).
Способы борьбы с эмоциональным выгоранием:
1. Осознание того, что проблема существует.
2. Принять ответственность на себя.
3. Отпуск, смена деятельности, консультация специалиста.
4. Действия.
5. Развитие новых способов, позволяющих справляться с выгоранием.
«Есть время для проблем, а есть время для жизни»
Помимо эмоционального выгорания у консультанта может сформироваться профессиональный невроз:
- необыкновенное трудолюбие;
- напряженный график (без выходных);
- отсутствие других интересов;
- постоянная готовность принять ответственность за других людей на себя;
- педантичность в работе и общении;
- стремление всегда добиваться успеха (комплекс превосходства).