· Физическая обстановка консультирования (стены должны быть относительно звуконепроницаемы, удобная мебель, интерьер не должен быть перегружен деталями и лишними вещами). Если консультации проходят в разных местах: одного и того же клиента нужно консультировать в одном и том же месте;
· Личность консультанта;
· Личность клиента;
· Структурирование консультативного пространства (между консультантом и клиентом не должно быть никаких препятствий, например стола);
· Структурирование времени консультирования (индивидуально консультирование взрослого человека эффективно в течение 50-60 минут, детей – от 20 до 30 минут, группы (семьи) – 1,5-2 часа)
· Профессиональные умения и навыки установления и поддержания консультативного контакта:
- навыки присоединения к клиенту:
Дж. Эган выделил «подлинные условия пребывания вместе с клиентом»:
1. Быть с клиентом с глазу на глаз – умение создавать такую физическую обстановку, чтобы исключать все преграды.
2. Поддерживать контакт глаз.
3. Быть в открытой позе.
4. Время от времени наклоняться к клиенту.
5. Быть расслабленным.
- навыки «отзеркаливания» клиента:
1. Поза
2. Мелкие движения
3. Дыхание
4. Громкость и темп речи
5. Внутренний мир (речь, интересы, ценности)
- навыки слушания:
1. Навыки активного слушания
перефразирование
обобщение (резюме)
метафорическое перефразирование
эхо-отражение
кивание головой
«Ага», «Да-да», «Мм» и др.