¨ Теоретическое определение цели
Психоанализ. Цель: быть способным любить и работать
Гештальт-терапия. Цель: восстановление целостности.
Бихевиоризм. Цель: изменение поведения, расширение поведенческого репертуара.
Гуманистическая психология. Цель: самосовершенствование, самореализация.
! При работе с детьми цели могут меняться (оказание помощи через взрослых, которые окружают ребенка)
А. Айви: «Истинная цель консультирования – это достижение интенциональности («продуктивности») – это способность продуцировать новые возможности для достижения своих целей: способность находить возможно большее число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь возможность общаться с максимально большим числом людей и групп, и с самим собой, внутри и вне собственной культуры; это способность формулировать планы, действовать в соответствии с возможностями дано культуры и рефлексировать».
¨ Цели, которые ставит клиент
Рул: «Цели являются генератором энергии для повседневной жизни»
Для того, чтобы цели были эффективными они должны соответствовать определенным критериям.
Критерии для оценки целей консультирования:
1. Цели должны быть взаимосогласованы клиентом и консультантом.
2. Цели должны быть конкретными.
3. Цели должны иметь отношение к преодолению саморазрушительного поведения.
4. Цели должны быть реалистичными, т.е. достижимыми.
5. Цели должны поддаваться количественному учету и измерению.
6. Цели должны быть поведенческими, т.е. наблюдаемыми.
7. Цели должны быть экологичными (достижение цели не должно принести вред клиенту и его окружению).
Мотивация клиентов (Столин В.В.)
Адекватная мотивация:
- Деловая мотивация: клиент хочет достичь той цели, которую он ставит; клиент понимает, то ему самому нужно действовать и готов прилагать усилия.
Неадекватная мотивация:
- «Ожидание чуда»
- Рентная мотивация
- Игровая мотивация: «Никто не может мне помочь…»
«Сдайте мне экзамен»