Эмоциональный мир ребенка

Большинство родителей смутно представляют себе, что ребенку нужны не только еда, одежда, образование, но и руководство, а главное – любовь! Но именно безоговорочную, безусловную любовь родители и не умеют проявить. Для того чтобы за то короткое время, когда ребенок с ними, дать ему все, что могут отец и мать, они, в первую очередь, должны научиться выражать эту любовь.

Напервом месте для ребенка стоит его дом, а значит – отношения между отцом и матерью. Надо понимать, что существует рациональная и эмоциональная составляющие общения. При этом люди так называемого рационального типа не должны пренебрегать эмоциональной стороной общения. Когда кто-то рядом с таким человеком (вроде «эмоциональной» жены или ребенка) просит у него внимания и любви, он не только не способен ответить, но и может прийти в ярость. Люди другого типа больше взаимодействуют на эмоциональном уровне. У них гораздо сильнее развита потребность обмениваться чувствами и эмоциями. Нравственно-эмоциональная атмосфера в семье направляет и определяет психическое развитие ребенка.

Хотя нет чисто рациональных и чисто эмоциональных типов, все-таки большинство мужчин тяготеют к рассудочному полюсу, а большинство женщин – к эмоциональному. Женщине необходима именно эмоциональная поддержка, понимание ее трудностей и разделение с ней эмоциональных проблем. «Секрет» особых отношений в семье состоит в том, что инициатива проявления любви и внимания должна принадлежать мужу; тогда любовь жены, удесятеренная его нежностью, создает замечательно сердечный и теплый климат. Мужья должны не отмахиваться от эмоций жены, а, наоборот, учиться у них эмоциональной отзывчивости и умению сопереживать другим. Именно безоговорочная, безусловная любовь к супругу – независимо от недостатков, ошибок, возраста, внешнего вида, любовь как стремление к идеалу, любовь как способ совместного переживания горестей и радостей – и обеспечивает плодотворные и глубокие отношения между родителями и детьми.

На втором месте по значимости для развития ребенка – учет его темперамента. Даже новорожденные уже отличаются по темпераменту; это и уровень активности, ритмичность циклов сна и бодрствования, реакция на новый стимул, смена настроений, способность отвлекаться, концентрация внимания и настойчивость. Исследователи оценивали новорожденных по этим характеристикам и обнаружили существенные различия между ними. «Легкие» дети,как правило, растут у любящих матерей, «тяжелые» дети чаще, но не всегда, у нелюбящих матерей, которые сознательно или подсознательно не хотели ребенка. Типы темперамента, физиологические особенности в значительной степени влияют на то, как растет и развивается ребенок. Осознание врожденных способностей помогает родителям избежать ненужного чувства вины, если, несмотря на любовь, ребенок кажется «трудным». Таким детям легче справиться с проблемами роста при любящих и заботливых родителях, помогающих сглаживать трудности адаптации.

Каждый ребенок имеет свой эмоциональный резервуар, т. е. у него есть определенные эмоциональные потребности, и то, насколько эти потребности ежедневно удовлетворяются, определяет многое в поведении ребенка. Естественно, чем полнее эмоциональный резервуар, тем меньше тревожность и тем лучше поведение. Только если эмоциональный резервуар ребенка полон, он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального резервуара ребенка несут родители.

Дети отражают любовь: если они получают ее, они ее возвращают. Безоговорочная любовь (безусловная) отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно.

Существуют четыре основные передачи безусловной любви: контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание и дисциплина.

Контакт «глаза в глаза» важен для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Если родители смотрят в глаза ребенку только тогда, когда ругают его, то и он приучается смотреть на них, вооружившись только отрицательными эмоциями. Еще более вредно избегать смотреть на ребенка (и на супруга тоже!) для демонстрации неодобрения, используя отсутствие контакта глаз как наказание. Для психики ребенка это может оказаться страшнее и разрушительнее, чем физическое наказание. Родителям следует подолгу дружелюбно и прямо смотреть детям в глаза, чтобы выразить свою безусловную любовь.

Исследования врачей и психологов показали, что хуже развиваются именно те дети, которые были лишены в раннем детстве физического контакта и контакта «глаза в глаза» (так называемая болезнь сиротства или госпитализм). Более того, оказалось, что контакт «глаза в глаза» с учителем имеет исключительно положительное влияние на способность детей к обучению.

Физический контакт (дотронуться, взять за руку, похлопать по плечу, погладить по волосам) подкрепляет эмоциональную уверенность ребенка. Важно знать, что мальчикам эмоциональный контакт еще важнее, чем девочкам, особенно с отцом, тогда мальчик будет все больше отождествлять себя со своим полом и вести себя все более мужественно. Для мальчиков непосредственный физический контакт очень важен в первые годы, а для девочек – в одиннадцать-двенадцать лет. Если отец в этом возрасте не обращает на девочку никакого внимания или критикует ее, то ей приходится искать одобрения у других представителей мужского пола, что и приводит к излишне ранней сексуальности.

Пристальное внимание – когда родители полностью сконцентрированы на своем ребенке – жизненно важно для развития позитивной самооценки у ребенка. Подарки ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания. Не получая пристального внимания от родителей, ребенок излишне тревожится, он чувствует, что все на свете важнее для его родителей, чем он сам, поэтому начинает отставать в эмоциональном, психическом развитии, хуже контактирует со сверстниками и более замкнут.

Вопрос дисциплины нельзя путать с наказанием. Мы должны дать почувствовать ребенку нашу любовь – и это будет первым и наиболее важным условием хорошей дисциплины. Дисциплина – это тренировка психики, ума и характера, для того чтобы ребенок вырос конструктивно мыслящим и конструктивно действующим, умеющим контролировать себя.

Гнев – злейший враг родителей, поскольку с возрастом это ухудшает отношения, вызывает неуважение со стороны не только детей, но и супруга. Если же вы не смогли сдержаться, имейте мужество извиниться, иногда это дает неожиданные результаты. Надо научиться прощать детям их недостаточно хорошее поведение, тогда дети и сами начнут стараться исправиться. Самое главное в дисциплине – это тренировка своим положительным примером, совместной работой, просьбами, поскольку в глубине души ребенок осознает, что его хорошее поведение нужно и ему самому, а не только его родителям.

Типичные ошибки семейного воспитания

Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослого человека.

Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое в настоящее время проявляется у многих женщин. Если у ребенка слабый тип нервной системы, такое отношение матери может привести к нервно-психическим заболеваниям. Американские психологи, исследовавшие условия семейного воспитания детей с нервно-психическими заболеваниями, пришли к выводу, что для этих семей характерно однотипное поведение матерей, которые в отношениях с детьми придерживались принципа жесткого доминирования и тотального контроля, свои браки считали неудачными, проповедовали жертвенное отношение к семье, к детям.

В случае, когда у ребенка сильный тип нервной системы, доминантность, жесткость матери приводит к тяжелым невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяжким последствиям.

Исправить ошибки воспитания гораздо труднее, чем их различить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание.

В процессе индивидуальной социально-педагогической работы с «трудными» подростками и их семьями удалось выделить следующие наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально-несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

Попустительско-снисходительный стиль. Родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают: «мы сами такими были». Психологу, педагогу очень трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.

Позиция круговой обороны. Определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав», весьма агрессивна ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Они ищут виновных на стороне, и даже совершение подростком преступления не отрезвляет их. Дети из таких семей особо лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию

Демонстративно-негативный стиль. Родители, чаще всего мать, всем и каждому, не стесняясь, жалуются на своего ребенка, рассказывают на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляя, что ребенок растет «бандитом». Это приводит к утрате ребенком стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный стиль. Родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью оградить их от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Жестко-авторитарный стиль. Родители злоупотребляют физическими наказаниями, считают, что единственный способ справиться с ребенком – физическая расправа. Дети растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых.

Увещевательный стиль. Полная родительская беспомощность по отношению к детям – предпочитают бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях «садятся на голову», возникает ситуация из известной басни Крылова «А Васька слушает да ест».

Отстраненно-равнодушный стиль. Возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушное отношение матери. Такие подростки с радостью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны взрослых, привязываются к любому, кто относится к ним с большой теплотой и доверием.

Воспитание по типу «кумир семьи». Чаще возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у пожилых родителей или одинокой матери. На ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами родители.

Непоследовательный стиль. У родителей не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Ребенок становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением взрослых.

Повышенная эмоциональность в отношениях родителей и детей выражается как в проявлениях нежности, поцелуях, поглаживаниях, так и во вспышках гнева, шлепках, одергиваниях и прочее. Очень часто перед родителями встает вопрос о физических наказаниях, который является, пожалуй, самым спорным в семейных конфликтах. Владимир Леви[33] в книге «Нестандартный ребенок» пишет: «Еще вопрос, что предпочтет ребенок: получить раз-другой в месяц пару шлепков или каждый божий день слушать бесконечный крик». Родителям очень важно знать, что по поводу физических наказаний пишут педагоги и психологи.

В категорической форме родителям запрещается:

– шлепать детей младше 3 лет(возникает обобщенная реакция ребенка на действия взрослых, происходит подавление активности, развивается невроз страха, угроза развитию);

– наказывать ребенка 7 лет и старше в присутствии посторонних и особенно сверстников (ребенок это расценивает как публичное унижение);

– наказывать с применением силы за любую вину девочку старше 10 лет и мальчика старше 14 лет (подростковый период, когда формируется новое качество психики);

– угрожать или наказывать орудием, усиливающим боль, страх (ремень, линейка, палка);

– причинять боль и страх каким-либо иным насильственным действием (выкручиванием ушей, щипком) – это уже из области садизма;

– наказывать хладнокровно, без гнева (рассудочная экзекуция абсолютно недопустима);

– систематически угрожать наказанием.

Американские психологи, общаясь с детьми подросткового возраста, попросили их ответить на вопрос «О каких родителях они мечтают».

В результате этого исследования выявилось следующее. Дети мечтают о родителях, которые

«…интересуются нами и готовы помочь, когда нужно»;

«…выслушивают нас и стараются понять»;

«…дают почувствовать, что они любят нас»;

«…принимают нас такими, какие мы есть – со всеми нашими ошибками и недостатками»;

«…доверяют нам и ждут от нас хорошего»;

«…веселы, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора, умеют создать теплую атмосферу дома и подают хороший пример».

В 1988 году в штате Калифорния было проведено исследование 1109 групп состава «родители – подросток». Преимущественно представители среднего класса, но с различным уровнем доходов. Проводилась оценка методов родительского контроля и того, какие стили воспитания они предпочитают.

Было выявлено семь основных стилей:

1. Утверждение силы – физические наказания, депривация, угрозы.

2. Командный стиль – категорические требования, но без применения наказаний и угроз.

3. Лишение любви – метод воспитания, при котором ребенок наказывается временной холодностью и отторжением.

4. Индукция, ориентированная на самого подростка, – готовя подростка к самостоятельному выбору, родители рассказывают о всевозможных выгодах или невыгодах того или иного поведения.

5. Индукция, ориентированная на других, - родители прибегают к религиозным или этическим мотивам, напоминают подростку о личных обязательствах и о том, насколько важно оставаться привлекательным для других.

6. Советы – родители в форме совета предлагают ребенку наиболее эффективный, результативный и простой способ решения стоящей перед ним задачи.

7. Родственная поддержка – родители призывают своих детей брать пример с отца и матери и всегда надеяться на родительскую поддержку.

Частота применения тех или методов оказалась следующей:

Командный метод предпочли 34% родителей; индукцию, ориентированную на подростка использовали 31%; советы предпочитали давать 14% родителей; родственную поддержку использовали 10% взрослых. Утверждение силы как метода воспитания применяли 8% родителей; индукцию, ориентированную на других, предпочитали 1%; лишали своей любви 1% родителей.

Психологами также было установлено, что школьные успехи детей напрямую зависят от методов родительского воспитания. Было выявлено несколько типов, которые оказывали наиболее неблагоприятное воздействие на успеваемость детей.

Родители – борцы за успех: такие родители постоянно «давят» на подростков, требуя от них хороших оценок, вечно критикуют и «пилят» своих детей.

Слишком заботливые родители: чересчур наставляют, чересчур защищают, демонстрируют повышенную требовательность и ожидают, что их дети будут безупречны во всем.

Безразличные родители: предъявляют заниженные требования, не интересуются делами детей, не устанавливают никаких ограничений.

Конфликтные родители: имеют явно непоследовательные, противоречивые представления о воспитании детей.

При неблагоприятном семейном климате и эмоциональных травмах, возникших у ребенка в результате этого нарушения, при острых неполадках в системе взаимоотношений «ребенок – родитель», в ситуациях страха и тревоги у ребенка срабатывает механизм психологической защиты, который обеспечивает ему возможность справиться с возникшим когнитивным диссонансом.

Специфика отдельных механизмов психологической защиты вначале изучалась на базе их проявления у взрослых людей и только потом внимание исследователей обратилось к более сложной задаче – изучению специфики детских защитных механизмов.

Психологическая защита у взрослых и детей

«Основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях».

Зигмунд Фрейд

Впервые понятие «защита» З. Фрейд использовал в 1894 г. в своей работе «Защитные нейропсихозы». По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта», т.е. выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным.

З. Фрейд различал три уровня (три сферы) психической жизни.

Сознание: а) малое количество информации, в основном это ощущения, переживания, мысли; б) определенная информация, которая осознается лишь в течение короткого времени.

Предсознание – это «доступная память», весь опыт, который не осознается в данный момент, но минимальным усилием или спонтанно может переходить в сферу сознания.

Бессознательное (подсознание) – это сфера примитивных, инстинктивных побуждений, какими могут являться детские впечатления, подавленные и вытесненные чувства или желания. Именно эта сфера, по Фрейду, определяет поведение людей. Она, как правило, недоступна осознанию. Между этими тремя сферами постоянно происходят внутренние конфликты.

Три основные структуры личности, по Фрейду, называются Ид, Эго и Супер-Эго. Эго руководствуется принципом реальности. В его функции входит планирование, принятие решений, обеспечение безопасности. Эго тормозит, сдерживает влечения до появления условий во внешней среде.

Ид – совокупность биологических влечений, потребностей. Ид руководствуется принципом удовольствия, требуя немедленного удовлетворения.

Супер-Эго выполняет морально-этические функции, как бы следит за нормами, ценностями, стандартами поведения, выбирая из всего многообразия предложенного что хорошо, а что плохо. Супер-Эго появляется у ребенка в возрасте 3–5 лет.

Назовем некоторые механизмы психологической защиты, используемые взрослыми людьми.

Вытеснение из памяти переживаний, влечений, мыслей. Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм. Вытесненный материал проявляется в сновидениях, шутках, оговорках. Энергия тратится на подавление, предотвращение прорыва вытесненного материала в сознание. И это ограничивает личностное развитие, творческое поведение.

Проекция — приписывание собственных постыдных мыслей, чувств, устремлений, поступков другим людям. Вина за свои недостатки и промахи приписывается другим.

Замещение используется в случае, когда истинный объект враждебности замещается менее угрожающим. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Замещение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно.

Рационализация – это подыскивание квазиразумных объяснений совершенного поступка (или недостижения результата) с целью оправдания себя (например, ситуация с лисой и виноградом из басни Эзопа). Для этого неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается и после этого осознается, но уже в измененном благоприятном виде.

Сублимация – трансформация энергии либидо в социально-полезную деятельность. Это единственно здоровая конструктивная стратегия.

Расширение представлений о природе защитных механизмов связано с именем дочери Зигмунда Фрейда – Анной Фрейд [34]. Она сделала попытку обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты, накопившиеся к середине 40-х годов XX века. Всего Анна Фрейд описала пятнадцать защитных механизмов и наиболее полно проработала вопрос о последовательности их созревания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: