1. Проблемы и их вербализация
2. Стадии работы с проблемой клиента
3. Поиск позитивного, как общетеоретический принцип консультирования
4. Методы и техники консультирования
Джорджио Нардонэ «Стратегический подход в консультировании»
«Иметь проблемы – это нормально!»
Как отличить трудности от проблемы?
Проблемы – это такие препятствия, которые распространяются на все ситуации, не имеют исключений и представляются клиенту неразрешимыми.
Трудности – это препятствия на пути к цели, которые имеют исключения, или встречаются в ограниченном количестве ситуаций.
Р. Кочюнас определяет проблему как констелляция чувств, мыслей и действий клиента. Она включает:
- общую картину ситуации;
- основные факты;
- эмоциональные отношения клиента к этим фактам;
- суждения (мысли) клиента по поводу этих фактов;
- его поведение (действия).
Жалоба – констатация того, что не нравится клиенту (В.В. Столин). Жалоба всегда имеет объект (локус). В жалобе есть самодиагноз – объяснение клиентом причин существования неустраивающей его ситуации.
|
|
Проблема – указание на то, что клиент хотел бы изменить.
Запрос – конкретизация формы помощи, которую клиент хочет получить от консультанта.
А. Айви: Вопросы, которые необходимо прояснить в ходе консультирования:
1. Кто клиент? (соц. положение, семейное положение и происхождение, стиль жизни, особенности поведения)
2. Что произошло (происходит)?
3. Когда возникла проблема? В какой временной последовательности?
4. Где все произошло? (обстановка, с каким людьми)
5. Как клиент отреагировал (как себя почувствовал)? Какие попытки решения проблемы предпринимал?
6. Почему это случилось? (суждения клиента)
Дополнительные вопросы:
7. Какие конструкции образуют мировоззрение клиента? (ценности, убеждения)
8. Как выглядит проблема в контексте окружающей среды?
«Клиент в своей проблеме главный специалист»
Фокус-анализ интервью – прием, который использует консультант для анализа сообщений клиента – это сосредоточение внимания на определенных темах в высказываниях клиента
· фокус на клиенте;
· фокус на чувствах клиента, на мыслях клиента, на поведении клиента;
· фокус на другом человеке;
· фокус на проблеме;
· фокус на консультанте;
· фокус на общности («Нам с вами…», «Мы уже…»);
· культурно-контекстный фокус.