Деловая сторона процесса консультирования

1. Проблемы и их вербализация

2. Стадии работы с проблемой клиента

3. Поиск позитивного, как общетеоретический принцип консультирования

4. Методы и техники консультирования

Джорджио Нардонэ «Стратегический подход в консультировании»

«Иметь проблемы – это нормально!»

Как отличить трудности от проблемы?

Проблемы – это такие препятствия, которые распространяются на все ситуации, не имеют исключений и представляются клиенту неразрешимыми.

Трудности – это препятствия на пути к цели, которые имеют исключения, или встречаются в ограниченном количестве ситуаций.

Р. Кочюнас определяет проблему как констелляция чувств, мыслей и действий клиента. Она включает:

- общую картину ситуации;

- основные факты;

- эмоциональные отношения клиента к этим фактам;

- суждения (мысли) клиента по поводу этих фактов;

- его поведение (действия).

Жалоба – констатация того, что не нравится клиенту (В.В. Столин). Жалоба всегда имеет объект (локус). В жалобе есть самодиагноз – объяснение клиентом причин существования неустраивающей его ситуации.

Проблема – указание на то, что клиент хотел бы изменить.

Запрос – конкретизация формы помощи, которую клиент хочет получить от консультанта.

А. Айви: Вопросы, которые необходимо прояснить в ходе консультирования:

1. Кто клиент? (соц. положение, семейное положение и происхождение, стиль жизни, особенности поведения)

2. Что произошло (происходит)?

3. Когда возникла проблема? В какой временной последовательности?

4. Где все произошло? (обстановка, с каким людьми)

5. Как клиент отреагировал (как себя почувствовал)? Какие попытки решения проблемы предпринимал?

6. Почему это случилось? (суждения клиента)

Дополнительные вопросы:

7. Какие конструкции образуют мировоззрение клиента? (ценности, убеждения)

8. Как выглядит проблема в контексте окружающей среды?

«Клиент в своей проблеме главный специалист»

Фокус-анализ интервью – прием, который использует консультант для анализа сообщений клиента – это сосредоточение внимания на определенных темах в высказываниях клиента

· фокус на клиенте;

· фокус на чувствах клиента, на мыслях клиента, на поведении клиента;

· фокус на другом человеке;

· фокус на проблеме;

· фокус на консультанте;

· фокус на общности («Нам с вами…», «Мы уже…»);

· культурно-контекстный фокус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: