1. Знакомство. Принятие чувств и поведения клиента (полностью!)
2. Сбор информации (что это был за человек, что произошло и т.п.)
Задача – выявить нормальные и патологические реакции (большой срок переживания горя, задержка реакции на смерть близкого, состояние сильной депрессии – полное отсутствие эмоций и чувствительности, психосоматические болезни, сверхактивность, неистовая враждебность, разговоры о суициде).
Нелогичное поведение:
- Культ умершего, музей его вещей;
- Избавление от всех вещей.
3. Постановка цели
- Облегчить переживание скорби и возродить интерес к жизни;
- Реконструкция отношений к себе и к ушедшему человеку.
4. Реакция на ожидания клиента:
– чтобы консультант взял все проблемы на себя;
+ чтобы поддержали (поговорили, выслушали, высказали свое мнение);
+ чтобы научили новым способам, как справиться с негативными эмоциями.
Задача – изменить характер воспоминаний – сохранение ярких событий (знакомство с этим человеком, совместные события, чему научил этот человек).
|
|
5. Планирование конкретных действий
Когнитивное направление в консультировании
Рационально-эмотивный подход (РЭТ)
1. Основные теоретические положения
2. АСП-анализ
3. Схема консультирования
4. Основные техники консультирования
Нельсон-Джоун Р. «Теория и практика консультирования»
Эллис А., Драйден У. «Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии» – СПб., 2002
Уоллен С и др. «Рационально-эмотивная психотерапия» – М., 1997
Проблема – в мышлении и неверном восприятии ситуации
Направление возникло в 50-60 гг. в основе – философия Эпиктета («Нас тревожит не мир, а наше представление о нем») и философия Эпикура («Люди рождены для удовольствия»)
Основные принципы РЭТ
- Мысли, чувства и поведение человека взаимосвязаны, изменение одного компонента приводит к изменению других.
- Мысли являются главным фактором, определяющим состоянии человека
А – С – П
А – активирующее событие
П – последствия
С – суждения (мысли)
- В основе патологии эмоций лежат нарушения мыслительных процессов (иррациональные суждения).
- Актуальные суждения можно изменить посредством активного и пассивного самонаблюдения и самоанализа.