· Катастрофизация – преувеличение некоторых негативных последствий событий («Она меня убьет!»);
· Долженствование – любые суждения, которые начинаются со слов «Должен», «Следует», «Обязан» («Я обязан делать всю работу аккуратно»);
· Абсолютизация – оценивание себя, других или события при сравнении с другими («Им никогда до меня нет дела»);
· Искажение относительной значимости («Я не могу это вынести», «У меня никогда не получится»);
· Нереалистические ожидания («Мир должен быть добрее. Если мир зол – это ужасно»).
Направленность суждений: на себя, на других, на мир.
Рациональные суждения | Иррациональные суждения |
· Истинны, соответствуют действительности, логичны, можно представить доказательства. · Относительны, высказываются в виде пожелания, предположения, надежды. · Приводят к умеренным эмоциям. · Помогают в достижении цели. | · Неверны, опираются на ошибочные суждения и умозаключения, их нельзя доказать. · Абсолютны, высказываются в виде приказа, требования, абсолютных суждений. · Приводят к сильным эмоциям и эмоциональным нарушениям. · Препятствуют достижению цели. |
Цель РЭТ – помочь людям жить, получая удовольствие за счет устранения саморазрушительного поведения и выработка более рационального и терпимого взгляда на себя и других.
|
|
Консультант – директивен, является инструктором
Этапы консультирования в РЭТ
АСПДЭ
1. Установление контакта и структурирование взаимодействия. Сообщение о специфике подхода.
2. Вычленение проблемы
3. Формулирование цели
4. АСП-анализ, цель которого – обучить клиента тому, что внешние события не являются источниками наших чувств.
А – активизирующее событие
Описание ситуации. Консультант выделяет три элемента:
- Что произошло?
- Как клиент воспринимает то, что произошло?
- Как клиент оценивает то, что произошло?
П – последствия
Задача – выявить чувства клиента (эмоциональные последствия)
«Какие чувства испытывал бы другой человек в подобной ситуации?»
Если люди в одной и той же ситуации испытывают разные эмоции, то дело не в ситуации.
С – суждения
Анализ суждений:
- Что произошло прямо перед тем, как возникло это чувство?
- Какие мысли были в голове?
- Некоторые люди в подобной ситуации говорят себе …., это похоже на то, что ты подумал (сказал себе)?
Д – дискуссия с клиентом
Цель – поставить под сомнение мысли клиента и заменить их на рациональные
1. Выявить иррациональные суждения и поставить их под сомнение («А кто тебе об этом сказал?», «С чего ты взял?»)
2. Сформулировать более адекватные суждения