Типы иррациональных суждений

· Катастрофизация – преувеличение некоторых негативных последствий событий («Она меня убьет!»);

· Долженствование – любые суждения, которые начинаются со слов «Должен», «Следует», «Обязан» («Я обязан делать всю работу аккуратно»);

· Абсолютизация – оценивание себя, других или события при сравнении с другими («Им никогда до меня нет дела»);

· Искажение относительной значимости («Я не могу это вынести», «У меня никогда не получится»);

· Нереалистические ожидания («Мир должен быть добрее. Если мир зол – это ужасно»).

Направленность суждений: на себя, на других, на мир.

Рациональные суждения Иррациональные суждения
· Истинны, соответствуют действительности, логичны, можно представить доказательства. · Относительны, высказываются в виде пожелания, предположения, надежды. · Приводят к умеренным эмоциям. · Помогают в достижении цели. · Неверны, опираются на ошибочные суждения и умозаключения, их нельзя доказать. · Абсолютны, высказываются в виде приказа, требования, абсолютных суждений. · Приводят к сильным эмоциям и эмоциональным нарушениям. · Препятствуют достижению цели.

Цель РЭТ – помочь людям жить, получая удовольствие за счет устранения саморазрушительного поведения и выработка более рационального и терпимого взгляда на себя и других.

Консультант – директивен, является инструктором

Этапы консультирования в РЭТ

АСПДЭ

1. Установление контакта и структурирование взаимодействия. Сообщение о специфике подхода.

2. Вычленение проблемы

3. Формулирование цели

4. АСП-анализ, цель которого – обучить клиента тому, что внешние события не являются источниками наших чувств.

А – активизирующее событие

Описание ситуации. Консультант выделяет три элемента:

- Что произошло?

- Как клиент воспринимает то, что произошло?

- Как клиент оценивает то, что произошло?

П – последствия

Задача – выявить чувства клиента (эмоциональные последствия)

«Какие чувства испытывал бы другой человек в подобной ситуации?»

Если люди в одной и той же ситуации испытывают разные эмоции, то дело не в ситуации.

С – суждения

Анализ суждений:

- Что произошло прямо перед тем, как возникло это чувство?

- Какие мысли были в голове?

- Некоторые люди в подобной ситуации говорят себе …., это похоже на то, что ты подумал (сказал себе)?

Д – дискуссия с клиентом

Цель – поставить под сомнение мысли клиента и заменить их на рациональные

1. Выявить иррациональные суждения и поставить их под сомнение («А кто тебе об этом сказал?», «С чего ты взял?»)

2. Сформулировать более адекватные суждения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: