Симон Соловейчик

Текст №3

Книга Экклезиаста настолько необычна, что приводит в недоумение, как древних, так и современных мудрецов и философов. И чтобы понять, что означает выражение «Время разбрасывать камни и время собирать камни» послушаем еще раз, что говорил Экклезиаст…

«Суета сует, все суета! Что пользы человеку от трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

«Как!», – будем недоумевать мы, слушая библейского мудреца, – «Неужели же нет совсем ничего нового под солнцем!?». Даже наш маленький жизненный опыт говорит, что новое есть, и мы часто гонимся за этим новым, хотим поймать его или увидеть еще что-то новое под солнцем.

Не тут-то было. Охваченный каким-то жестоким наслаждением, вглядывается Экклезиаст в картину вечного круговорота Вселенной и человека. Накопление богатства, почести, чины, наслаждения, и даже праведный труд и рождение детей, все это уже было под солнцем. И все это – суета.

«Да кто же осмелился написать такое?!», – спросит возмущенный читатель, спросит, как спрашивают уже много веков те, кто читал и перечитывал великую книгу Экклезиаста.

К сожалению или к счастью, но мы не знаем и не узнаем автора. Дело в том, что Экклезиаст, в переводе, означает проповедник. Проповедник, который скромно говорит от имени великого царя, но речи его скорее похожи на рассуждения античных философов, чем на библейские пророчества. Роль мудрого правителя, пресыщенного жизненными благами и опытом, которую присвоил себе безвестный автор, позволяет ему с каким-то космическим пессимизмом поведать своим современникам и нам о том, что человек всегда властвует над человеком, что всегда были продажные суды, насилие и бесправие.

Поставлена глупость на высокие посты,

А достойные внизу пребывают.

Видел я рабов на конях

И князей, шагавших пешком, как рабы.

Еще видел я под солнцем:

Место суда, а там неправда.

Праведников постигает то,

Чего заслуживали бы дела нечестивых,

А с нечестивыми бывает то,

Чего заслуживали бы дела праведников.

И сказал я: и это – суета.

Какой же разумный смысл можно увидеть в таком безрадостном положении дел у людей? Ответ Проповедника удручает своей безвыходностью. Никакого смысла нет! Мир – сплошная бессмыслица.

А может быть, смысл лежит там, где его искали греческие и римские философы – в самой мудрости, в прекрасных учениях, в разуме и в его силе, или в другой идеальной реальности?

Но и здесь Экклезиаст неумолим:

«И предал я сердце мое тому,

Чтобы познать мудрость

И познать безумие и глупость;

Узнал, что и это – томление духа.

Потому что во многой мудрости много печали;

И кто умножает познания, умножает скорбь».

Выясняется, что библейскому Проповеднику не по пути и с античными мудрецами, ибо он хоть и мудрец, но разочаровался как в жизни, так и в самой мудрости.

Правда, остается еще один выход, еще одно прибежище смысла – смерть… Кажется, что Экклезиаст идет здесь по стопам всех известных нам философов, он говорит, что лучше пойдет не на свадьбу, а на похороны, ибо знает, чем закончится свадьба.

Но вот речь заходит о смерти – и что же…

«Участь сынов человеческих

И участь животных – участь одна;

Как те умирают, так умирают и эти

И одно дыхание у всех,

И нет у человека преимущества перед скотом;

Потому что все – суета!

Все произошло из праха, и все возвратится в прах».

Право же, страшно читать эти строки. Мало того, сама мысль о смерти отравила человеку всякую радость его земного существования. Мало того, что и у мудрого и у глупого конец один. Смерть это то, что уравнивает человека и животное, лишая мыслящее существо всякой надежды хоть на какой-то смысл.

Поэтому смерть и есть главная бессмыслица в мире людей.

Таков неутешительный итог рассуждений Экклезиаста – он развенчал все утопии, все надежды и идеалы.

Кажется на первый взгляд непостижимым, как вообще подобная книга могла попасть в Библию. Известно, что древние книжники много спорили, прежде чем дать ей место рядом с другими творениями в Книге книг. И тем не менее они это сделали.

Мудрец и философ, скрывающийся под именем Экклезиаста или Проповедника, поднес людям чашу с горьким напитком, но то был напиток исцеляющий. Как ценность воды познается в жаркой пустыне, так и жажда вечности пробуждается, когда человек отдает себе полный отчет в мимолетности всего земного, в том, что все в нашем бренном мире суета и погоня за ветром. В этом, наверное, и заключается великий смысл отрицательного пессимистического опыта библейского мудреца.

Он все-таки надеялся, надо полагать, что среди будущих читателей его вечной книги найдутся такие, для которых радости еды, питья и прочих мирских благ будут недостаточными, чтобы принести счастье и смысл в их жизнь, надеялся, что человечество обретет когда-нибудь высшую истину. А пока этого не произошло…

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом.

Время рождаться и время умирать;

Время насаждать, и время вырывать посаженное.

Время убивать и время врачевать;

Время разрушать и время строить;

Время разбрасывать камни и время собирать камни».

Сочинение должно быть написано в публицистическом стиле, поэтому задания данной части нацелены на отработку умения создавать текст именно в этом стиле.

Задание № 1.

Используя материал энциклопедического словаря юного литературоведа, напишите статью о роли пословиц и поговорок в жизни людей.

Текст 1.

У пословиц и поговорок нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени их появления, места их создания. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений. Им свойственна афористическая сжатость и точность суждения о самых различных сторонах жизни человека. Они рождались в процессе осмысления народного опыта, с исключительной полнотой отражали мышление трудящегося человека. Мы явственно видим, что земледелец завещал потомкам: «Глубже пахать – больше хлеба жевать», «В пашне огрехи – в кафтане прорехи». За наковальней в деревенской кузнице возник афоризм: «Не кует железа молот, кует кузнеца голод», под стук плотницких топоров родилась пословица: «Плотник стукать охотник».

Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. Конкретное явление приобретает в ней обобщенный смысл, а частный факт применяется к общему явлению. «Каково посеешь, таково и пожнешь», – исстари говорили на Руси, имея в виду не только качество сева, но и результат любого дела, поступка.

Поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, оборот речи: «Убил двух зайцев», «Семь пятниц на неделе».

Текст 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: