Систематизация мудрых мыслей

Счастье

…Мысли о счастье, пожалуй, чаще, чем мысли о какой-либо иной проблеме, предстают перед нами в форме пословиц и поговорок, афоризмов и изречений, метких суждений. В них отразилось многообразие жизненного опыта исканий и переживаний счастья. В них можно найти объяснение и поучение, утешение и предостережение, опровержение и оправдание. Они придают определенным оттенкам счастья значимость общечеловеческого опыта.

…Первое обращение к мыслям на тему счастья оставляет впечатление чего-то крайне разбросанного, противоречивого и даже алогичного. Невольно возникает вопрос: что кроется за этим? Игра ума или неисповедимость, уникальность путей счастья? Мысли о счастье полны антиномий. Бок о бок соседствуют здесь счастливый мудрец и счастливый глупец, счастливый богач и счастливый бедняк, счастливый правдолюбец и не менее счастливый обманщик. Происходит как бы смешение всех возможных основ, точек отсчета в понимании счастья, а само оно предстает каким-то символом относительности.

Рецепта счастья не существует, или, как гласит русская пословица, «на счастье нет закона». Конечно, каждый счастлив по-своему… Однако если поставить вопрос иначе: «как стать счастливым?», то ответы на него не будут уже столь разнообразными, чтобы их нельзя было свести к некоторым общим основаниям.

Одним из важных обобщений является мысль, согласно которой основной путь достижения счастья – его активный поиск… Столь же ценна и общезначима другая мысль… Очень хорошо сказал М.М.Пришвин: «Нельзя целью поставить себе счастье: невозможно на земле личное счастье как цель. Счастье дается совсем даром тому, кто ставит какую-нибудь цель и достигает ее после большого труда».

Эта идея имеет принципиально важное значение для педагогики счастья… Для счастья человека его надо учить не счастью, а тому, на основании чего возможно счастье. Как говорил К.Д.Ушинский, «самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Такой подход в корне меняет проблему достижения счастья: главным здесь оказывается не то, как стать счастливым, а то, как стать достойным

счастья. Отсюда следует два вывода.

Первый: счастье – не состояние и не идеал, с которым мы должны сообразовывать свою жизнь. Это прежде всего наше стремление быть счастливым. Счастье совпадает с процессом борьбы за него.

Второй: самая надежная цель, способствующая достижению личного счастья, – стремление к общему благу. Только тот человек может считать себя счастливым, кто «имел счастье» осчастливить других…

Счастье и несчастье всегда идут рядом, они соприкасаются друг с другом, как роза с шипами… Понимание причин несчастья, умение достойно переносить и преодолевать их, извлекать из них нравственные уроки – необходимая ступень на пути к счастью…Несчастье многолико…можно сказать, что все счастливые люди похожи друг на друга, а каждый несчастливый человек несчастлив по-своему… Наиболее распространенной причиной является, пожалуй, собственная порочность человека, выступающая в виде вздорной страсти, непорядочности и подлости. Конечно, очень часто обстоятельства делают людей несчастными. Но есть высокий гуманный смысл в том, чтобы искать причину несчастий прежде всего в самом себе, а потом уже в явлениях окружающей нас жизни, чтобы предъявлять претензии прежде всего к самому себе, а потом уже к другим…

Даже в несчастье человек не должен терять свой человеческий облик – вот основная мысль, которая красной нитью проходит через общечеловеческий опыт достойного поведения.

«О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства». Лао-Цзы.

(Е.Мелешко, В.Назаров)

Задание № 4

Как вы думаете, какой из предложенных афоризмов наиболее точно

выражает тему данного текста?

«Воображение – это глаза души» (Ж.Жубер).

«Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног» (Ж.Жубер).

«Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем» (А.Франс).

«Сильное воображение порождает событие» (М.Монтень).

Текст 5.

…Ведь как часто в повседневном быту столь многое проходит мимо нас, оставляя в памяти лишь поверхностный след. Все зависит от того, как смотреть: мир может казаться неинтересным и плоским, мы можем даже скучать в нем, не находя пищи для своих чувств, воображения и ума, а может… «Все во всем!» – как говорил древнегреческий философ и ученый Анаксагор. Но как же, как это «все» увидеть?

Наверное, существуют разные способы, а я открыл свой. Фотография крупным планом! Прекрасное, захватывающее увлечение, источник непреходящей радости, волнующий метод познания мира!

Итак, что же здесь главное, в чем суть? Наверное, вот в чем. Чем внимательнее, чем подробней и тщательней разглядываешь какое-нибудь крошечное живое создание, тем интересней оно кажется. А если к тому же хоть в общих чертах знаешь о его образе жизни и, наблюдая, знакомишься с повадками, «характером», даже пытаешься иной раз представить себя на его месте, давая волю воображению, а попутно стараешься еще и запечатлеть его в наиболее характерной, естественной и эффективной позе, то все это становится интереснейшей, волнующей, полной приключений охотой. Да, именно охотой – за знаниями, за красотой. И охотой бескровной – вот что еще важно!

(Ю.Аракчеев «В стране синих махаонов»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: