I. Знакомство с понятием «афоризм»

Афоризм ( от греч. – определение, краткое изречение).- микротекст, в котором обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме с помощью антитезы, гиперболы, параллелизма, инверсии, является более отвлеченно-нравственным, чем житейски-практичкским поучением и чужд конкретно-вещественной образности.

Афоризм опирается не на изображение или выражение, а на суждение, работает не с образом, а с мыслью. Возникая на пересечении морального и эстетического, афоризм может тяготеть либо к поучительной однозначности (заповедь, совет, назидание), либо к парадоксальной многозначности, вбирающей противоречивость и превращаемость жизненных явлений, и раскрывающей относительность всех моральных и логических разграничений.

Содержательная основа афоризма – вся человеческая жизнь в ее конечном итоге и выводе, а не отдельное наблюдение или переживание.

Речевой строй афоризма может быть близок определению (дефиниции) – «Счастье – это удовольствие без раскаяния», - Л.Н.Толстой, или призыву (лозунгу) – «Решись - и ты свободен», – Г.Лонгфелло.

Задание № 1

1. Дайте оценку афоризмам, назвав:

а) наиболее актуальный,

б) самый остроумный,

в) больше всего вам понравившийся.

2. Продолжите ряд афоризмов, придуманных членами клуба.

3. Классифицируйте афоризмы по тематическому принципу.

4. Напишите сочинение-рассуждение по одному из понравившихся вам афоризмов.

Текст 1.

Афоризмы всех времен и народов

Афоризмы известны всем. У каждого с детства на слуху «Знание – сила», «Время – деньги» или «Никто не обнимет необъятное», но не каждый назовет их авторов: англичанина Френсиса Бэкона, американца Бенджамина Франклина и трио русских сатириков (А.К.Толстой и братья Жемчужниковы) под псевдонимом Козьма Прутков.

А вот члены Московского клуба любителей самого лаконичного литературного жанра не только знают множество афоризмов и их авторов, но и делятся своими знаниями с другими. Не так давно ими была организована выставка, на которой были представлены сотни экспонатов: книги, среди которых изданные на пальмовых листьях или сандаловом дереве (!), коллективные подборки авторских произведений на страницах журналов, газет, фотоафористика и афоризмы – карикатуры, книги членов клуба.

На выставке можно было узнать, что афористичность была свойственна уже первым людям. Увы, чем дольше человечество живет, тем многословнее оно становится. Киевскому князю Святославу даже для объявления войны требовались лишь три слова: «Иду на Вы», а ныне любая перепалка, что в трамвае, что в парламенте, вызывает столько слов!…

А член клуба профессор И.П.Шарапов установил: первые из известных нам афоризмов созданы несколько тысяч лет назад, хотя иные мы считаем современными. В XIII веке до н.э. было сказано актуальное и сегодня: «Всякая толпа глупа, но раздражать ее не следует». Акир Премудрый, он же Акихара из Ассирии, памятен мыслью: «Рыба портится с головы». Его же: «Лучше с умным таскать камни, чем с глупым пить вино». Древнейший юрист Солон: «Об умерших никто не должен говорить худо». Когда-то Плиний провозгласил: «Нулла диес линеа» («Ни дня без строчки»). Один из членов клуба продолжил фразу, и получился девиз литератора, которому завидуют иные: «Ни дня без строчки, ни ночи без любви».

У каждого мыслителя, философа, писателя находим мысль, выраженную лаконично, ярко и зачастую неожиданно. Оцените сами: «Женщина хочет того, чего у вас нет. Чем меньше чего-нибудь есть, тем больше она этого хочет» (О.Генри). «Окно в мир не закроешь газетным листом» (С.Лец). «Владеть не то что пером, но и топором не вдруг дается человеку» (А.Твардовский).

А вот как шутят члены клуба.

Иные времена – иные правы. На крутых поворотах вылетают крайние. История – не мавзолей: из нее не вынесешь. Идеи живут, пока за них есть кому умирать. Дайте ему крылья; не взлетит, но хлопать будет громко. Труднее всего спланировать, вылетая в трубу. Бег удлиняет жизнь, беготня укорачивает. Чтобы стать другом человека, не надо быть собакой. Разрез на юбке помогает идти в ногу со временем. Самые вкусные овцы – заблудшие.

(По Л.Чубарову).

В процессе обучения школьника написанию сочинения по афоризму целесообразно обратить внимание и на работу по содержанию текста.

Задание № 1

-Допишите текст.

- Прочитанный Вами текст заканчивается афоризмом:«Читать – значит применять в жизни прочитанное»? Как вы понимаете смысл афоризма?

Текст 1

И.Линкова «Ты и твоя книга».

Читать легко, а жить трудно.

Когда ты читаешь, ты маг, волшебник и властелин, ты можешь не только выбрать книгу, не только решить ее судьбу – читать или не читать. Ты можешь себя самого представить кем угодно – выбрать любую роль.

И – разумеется! – ты выбираешь победителя. Того, кто лучше всех.

В книге про Тома Сойера – не только Том Сойер. Там есть и другие мальчишки, например занудный братец Тома по имени Сид.

Ни один нормальный человек не воображает себя Сидом. Он веселится вместе с Томом Сойером и Гекльберри Фином. Иначе и быть не может.

Когда читаешь, очень легко быть добрым, умным, смелым, находчивым, ловким, отважным, решительным, благородным, великодушным, красивым, хорошим.

Потом книжка закрывается. Зато распахивается дверь на улицу. И обычная жизнь, такая как есть, врывается без спросу… Это решающий момент. Очень многие его не выдерживают. Живым людям свои достоинства надо доказывать. Доказывать делом. Книжки – просто читать.

Читать легко, а жить трудно.

Ты не спишь по ночам, зачитываясь героическими подвигами, очень убедительно и красиво описанными в книгах. Мечты распирают тебя и несут, море тебе по колено, и сам черт – не брат.

Однако если после всего этого, если парень из соседнего двора поставит тебе подножку, а ты только отряхнешься и быстренько шмыгнешь в подъезд; если твой приятель сидит, закусив губу от обиды, а ты говоришь: «Пока!» – и делаешь вид, что ничего не заметил, – значит, зря работал Гайдар, повторяя наизусть строчки своих рассказов, зря старался Вальтер Скотт, сочиняя «Айвенго», и Александр Дюма зря изобретал похождения прекрасного д*Артаньяна, мушкетера и героя.

Книги пишутся не для того, чтобы спрятаться за ними от жизни – собственных переживаний и дел. Читать – значит …..?

Задание № 2.

- Сравните данный текст с предшествующим по содержанию и форме.

Текст 2.

Любите читать!

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например, на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни? Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрым. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напоминать в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь. Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

Задание № 3

Как вы думаете, какой из предложенных афоризмов наиболее соответствует теме данного текста?

«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон)

«Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым» (Стендаль)

«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого». (Л.Н.Толстой)

«Счастье достается тому, кто много трудится» (Леонардо да Винчи).

«Каждый человек – творец собственного благополучия» (Р.Стил).

Текст 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: