Расчёт на прочность по изгибающему моменту.
Расчёту подлежат балочные пролётные строения железнодорожных мостов из предварительно напряжённого железобетона (типовой проект серии 3.501-81).
Действительную форму поперечного сечения приводим к расчётной форме (рис. 7).
Действительная форма плиты переменной толщины и вутов заменяется в расчётном сечении прямоугольной формой с толщиной hф’ и шириной bф’.
Рис. 7. Расчётная схема поперечного сечения главной балки.
Вычисляем приведённую (среднюю) толщину плиты при фактической ширине плиты bп=2,09 м:
Расчётная ширина не должна превышать расстояния между осями B=1,8м.
Поэтому принимаем
Центр тяжести арматуры ориентировочно назначается на расстоянии as=0,15 м от нижней грани пояса балки.
Расчёт на прочность по изгибающему моменту производим, начиная с наиболее нагруженного сечения. Определим в первом приближении высоту сжатой зоны бетона x1 при действии расчётного момента M2:
Так как x1=0,242м >hп’=0,22 м, то в сжатую зону, кроме плиты, входит часть ребра главной балки, и сечение рассчитывается как тавровое. Расчётный изгибающий момент М2 можно представить как сумму двух моментов: М2’-воспринимаемый свесами плиты, М2’’- воспринимаемый сжатой зоной ребра:
|
|
Определим предельный момент, воспринимаемый свесами плиты и соответствующей частью рабочей арматуры:
По оставшейся зоне находим высоту сжатой зоны ребра:
Плечо пары внутренних сил таврового сечения:
Определяем в первом приближении необходимую площадь рабочей арматуры:
Задаваясь диаметром высокопрочной проволоки B-II равным 6мм, определяем общее количество пучков
После уточнения площади с учётом принятого диаметра и количества стержней арматуры находим значение :
Вычисляем окончательное значение плеча пары внутренних сил:
Условие прочности сечения по изгибающему моменту записывается в виде:
(11317.058>10680.265) кН∙м
Проверка выполняется.
Расположение рабочей арматуры представлено на рис. 8.
Рис.8. Расположение рабочей арматуры.
Расчет на трещеностойкость в стадии изготовления и эксплуатации.
А. Проверка против образования нормальных трещин в стадии эксплуатации.
Расчет производится по наибольшему изгибающему моменту от нормативных нагрузок. Предполагается, что на стадии образования трещин бетон и арматура сохраняют упругие свойства. Благодаря предварительному напряжению конструкция работает полным сечением.
После размещения рабочей арматуры определяем размеры нижнего пояса балки.
|
|
Существует 2 способа создания предварительного напряжения:
-на упоры;
-на бетон;
Так как главные балки будут изготавливаться в заводских условиях, то мы будем рассматривать 1ый способ.
При напряжении арматуры на упоры её сцепление с бетоном обеспечивается до передачи усилия предварительного натяжения на конструкцию. На всех стадиях изготовления и эксплуатации бетон и арматура в сечениях работают совместно. Для таких конструкций определяются геометрические характеристики только приведённого сечения.
Определяем геометрические характеристики бетонного сечения. Нейтральная ось сечения расположена от нижней грани балки на расстоянии:
Площадь бетонного сечения:
Статический момент бетонного сечения относительно нижней грани балки:
Площадь приведенного сечения вычисляется по формуле:
Для бетона класса B30 коэффициент приведения напрягаемой арматуры к бетону берётся равный 5,4.
Статический момент приведенного сечения относительно нижней грани балки:
Момент инерции приведенного сечения относительно нейтральной оси вычисляется по формуле:
Допустимые в период эксплуатации предельные растягивающие напряжения в бетоне для ж\д мостов- . Исходя из этого определяем усилие натяжения арматуры N, передаваемое на бетон конструкции:
растягивающие напряжения в бетоне;
кПа |
ожидаемые растягивающие напряжения у нижней грани:
кПа |
Установившиеся напряжения в арматуре от ее предварительного натяжения:
кПа |
Напряжения σр2 при натяжении арматуры должны быть увеличены с учетом неизбежных потерь напряжений с течением времени от усадки и ползучести бетона, релаксации арматуры и влияния других факторов.
Проверка выполняется.
Б. Проверка трещиностойкости балки в стадии изготовления.
В стадии изготовления на конструкцию действуют сила предварительного напряжения и собственный вес балки. На этой стадии проверяем в середине пролета сжимающие нормальные напряжения в крайнем волокне нижнего пояса. Для конструкции с натяжением арматуры на упоры имеем:
Момент собственного веса балки в середине пролета определяется по формуле:
(-14861.102<16700)кПа
Проверка выполняется.
При создании предварительного напряжения в верхней зоне балки могут возникнуть растягивающие напряжения, величина которых для конструкций с натяжением арматуры на бетон определяется по формуле:
(1010.918<1440)кПа
Проверка выполняется.
Для конструкций с натяжением арматуры на упоры, как и в предыдущем случае, в формулу подставляют геометрические характеристики приведенного сечения.
Расчет на трещеностойкость по касательным и главным напряжениям
Расчет производится в стадии эксплуатации на усилия и от нормативных нагрузок и воздействие силы предварительного напряжения N. Предполагается, что в стадии эксплуатации конструкция работает упруго и полным сечением. Напряжения определяются в трех точках по высоте сечения: в местах примыкания плиты и нижнего пояса к стенке балки и на нейтральной оси. Выполняя курсовой проект, ограничиваемся проверкой касательных и главных напряжений в сечениях у опоры и в середине пролета.
А. Проверка касательных напряжений.
Касательные напряжения определяются по формуле
- статический момент части сечения, расположенной выше (или ниже) точки, в которой определяются касательные напряжения, относительно нейтральной
оси приведенного сечения.
Пучки рабочей арматуры отклоняются для уменьшения действующей поперечной силы.
Отклоняют пучки на расстоянии 1/3 длины балки от опоры, но не ближе ¼ длины, располагая их равномерно по высоте стенки в опорном сечении (см. рис.9).
|
|
Рис.9. Схема расположения отклонённых пучков в предварительно-напряжённой балке.
Поперечная сила в сечении, создаваемая отклоненными пучками предварительно-напряжённой арматуры равна:
Касательные напряжения определяются в 2ух сечениях(в середине пролёта и в месте изменения толщины ребра) в трёх точках по высоте сечения: в местах примыкания плиты и нижнего пояса к стенке и на нейтральной оси (см рис.10).
Рис.10. Схема к расчёту предварительно-напряжённой балки на поперечную силу.
В середине пролёта (сечение б-б):
Проверки выполняются.
В месте изменения толщины ребра (сечение а-а):
Проверки выполняются.
По касательным напряжениям на нейтральной оси проверяется принятая толщина стенки балки. Вычисленные значения касательных напряжений используются при определении главных напряжений.
Б. Проверка главных напряжений.
Вычисляются главные растягивающие и главные сжимающие напряжения по формуле:
Нормальные напряжения определяются от действия силы предварительного напряжения и изгибающего момента от эксплутационных нагрузок:
у – имеет положительное значение выше нейтральной оси, отрицательное – ниже нейтральной оси.
Так как балка не армируется напряжёнными хомутами, то = 0
Главные напряжения недолжны превышать предельных значений:
-главные сжимающие напряжения ;
-главные растягивающие напряжения не более значений приведенных в таблице ниже.
Предельные значения в мостах | ||
железнодорожных | автодорожных | |
≤0,52 | ||
≥0,80 |
Промежуточные значения принимаются по интерполяции.
В середине пролета (сечение б-б):
Точка 1:
Точка 2:
Точка 3:
Проверки выполняются.
В месте изменения толщины ребра (сечение а-а):
Точка 1:
Точка 2:
Точка 3:
Проверки выполняются.
Расчет на прочность по поперечной силе
Расчет производится в сечении, образованном наклонной трещиной. Поперечная сила воспринимается отклоненными пучками напряженной арматуры, хомутами и бетоном сжатой зоны сечения (см. рис.11).
|
|
Рис.11. Схема к расчёту предварительно напряжённой балки на поперечную силу.
Определяем распределенную поперечную нагрузку, воспринимаемую хомутами в наклонном сечении:
и - проекция усилий в отклоненных пучках и бетоне сжатой зоны сечения на вертикальную ось.
- расчетное сопротивление отклоненных пучков.
с – длина горизонтальной проекции наклонного сечения, определяемая из условия, что угол наклона сечения к продольной оси балки составляет 30 градусов.
Прочность хомутов обеспечивается при выполнении условия:
где и - предельные усилия на единицу длины в обычных и
напряженных хомутах.
и - расчетные сопротивления обычных и напряженных хомутов.
При отсутствии напряженных хомутов в балке, в данной формуле qрω принимается равным нулю.
Диаметр обычных хомутов назначаем 8мм A-III, а на концевых участках 10мм A-III. Шаг хомутов принимаем: на концевых участках с длиной равной высоте балки, 10см; на приопорных участках до четверти длины пролёта-15см; на среднем участке-20см.
Проверка выполняется.
Нижний пояс предварительно-напряженной балки армируется замкнутыми хомутами того же диаметра, что и хомуты стенки.