На вашем участке родился недоношенный ребенок. Матери 22 года. Три дня тому назад она выписана из родильного дома, а ребенок находится в перинатальном центре. Его кормят молочной смесью из бутылочки. Женщина хотела бы кормить ребенка грудным молоком, но ей не показали, как его сцеживать. Её беспокоит боль в молочных железах.
Задания:
1. Определите проблемы лактирующей женщины.
2. Проведите с мамой беседу, как избежать явлений депривации у недоношенных детей или родившихся в тяжелом состоянии, и которые длительно находятся на лечении без матери.
3.Расскажите матери о психомоторном развитии ребенка в возрасте 1 месяца.
Эталон ответа к задаче № 14:
1. Приоритетная проблема:боль в молочных железах из-за застоя молока (лактостаз).
Отказаться от кормления ребенка из бутылочки смесью, кормить его сцеженным молоком из ложки. Если позволяет состояние и у ребенка сохранены рефлексы орального автоматизма. Хотя бы на короткий срок прикладывать его к груди. Предупредить мать, что молоко не должно оставаться в полости рта малыша из-за опасности аспирации. Для сохранения лактации следует сцеживать грудное молоко не менее 8 раз в сутки. По возможности чаще прикладывать ребенка к груди.
|
|
2. Новорожденный, вынужденный находится вдали от матери, испытывает чувство глубокого одиночества, незащищенности, страха, что в последующей взрослой жизни может вылиться в тяжелые депрессии. Коррекцию депривации необходимо проводить сразу же, как только контакт матери и новорожденного будет возможен.
- рекомендуется выхаживание по типу мама-кенгуру, телесный контакт кожа к коже;
- если по какой-то причине грудное вскармливание невозможно, кормить ребенка, держа на руках у груди, чтобы ребенок слышал сердцебиение матери;
- укачивание малыша – это дополнительный стимул для более устойчивого формирования суточных биоритмов и вестибулярного аппарата;
- массаж необходимо делать (поглаживание) с первых дней жизни перед купанием не реже одного раза в сутки. Массаж должны делать мать или отец ребенка;
- нужно думать о развивающей среде с первых дней жизни, чтобы в какой-то мере вытеснить импринтинг унылой больничной палаты;
- разговаривать с ребенком желательно во время всего периода бодрствования, говорить нужно спокойным, ровным голосом, избегая резких эмоциональных всплесков;
При достаточном количестве кинестетических, сенсорных, эмоциональных и социальных стимулов, при большой любви матери последствия перенесенной депривации могут значительно сгладиться.
3. Психомоторное развитие ребенка первого месяца жизни:
Дней
Аз – удерживает в поле зрения неподвижный предмет (ступенчатое слежение);
|
|
Ас – вздрагивает и мигает при резком звуке.
Дней
Аз – удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Месяц
Аз – кратковременная фиксация взгляда на ярком, плавно следит за движущимся предметом;
Ас – вздрагивает при резком звуке, прислушивается к голосу взрослого;
Э – первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
До – пытается поднимать и держать голову лежа на животе