Глава 4. Интеграционные объединения как подсистема мировой экономики

Классификация МКП в соответствии с ее основными признаками

Принципы классификации Характер кооперирования
По видам деятельности Экономическая кооперация
  Научно-техническое и промышленное сотрудничество
  Кооперирование в области проектирования истроительства объектов
  Кооперирование в сфере торговли и сбыта
  Кооперирование в других отраслях хозяйственной деятельности
По стадиям производства Предпроизводственная
  Производственная
  Коммерческая
По использованным методам Выполнение совместных программ
  Договорная специализация
  Создание совместных предприятий
По структуре связей Внутри- и межфирменная
  Внутри- и межотраслевая
  Горизонтальная
  Вертикальная
  Смешанная
По территориальному охвату Между двумя иболее странами
  В рамках региона
  Межрегиональная
  Всемирная
По числу субъектов Двух- и многосторонняя
По числу объектов Одно- и многопредметная

Общность экономических отношений состоит в объективном совпадении потребностей во взаимовыгодном экономическом общении.

Наиболее полная классификация международного кооперирования приведена в табл. 1.

Глава 4. Интеграционные объединения как подсистема мировой экономики

/. Региональная экономическая интеграция: сущность, цели, этапы

Появление региональных экономических интеграци­онных объединений относится к середине XX века, а в настоящее время их насчитывается уже более 60.

Экономическая интеграция — это процесс эконо­мического взаимодействия стран, приводящий к сбли­жению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласован­но регулируемый национальными или межгосудар­ственными органами.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм эко­номического взаимодействия стран:

— взаимопроникновением и переплетением нацио­нальных воспроизводственных процессов;

широким развитием международной специализации и кооперации в произ

—глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

—целенаправленным регулированием интеграцион­ного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе эко­номического развития, к наиболее значимым из кото­рых можно отнести:

1) более широкий доступ хозяйствующих субъектов к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям, а также
возможность производить продукцию в расчете на более емкий (региональный) рынок;

2) возможность оперировать на более широком меж­дународном рыночном пространстве;

3) создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

4) совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).

Исторически интеграция эволюционирует через не­сколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей. Эта­пы интеграционного процесса в логике их историчес­кого развития:

На первом уровне преференциальные торговые со­глашения заключаются либо на двусторонней основе между странами, либо между уже существующей ин­теграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предос­тавляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.

На в тором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматриваю­щей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услу­гами при сохранении национальных таможенных та­рифов в отношениях с третьими странами. Зона сво­бодной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обхо дится без него, согласовывая основные параметры сво­его развития на периодических совещаниях руководи­телей соответствующих ведомств.

Третий уровень интеграциитаможенный союз отличается согласованной отменой национальных тамо­женных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетариф­ного регулирования торговли в отношении третьих го­сударств. Предполагается беспошлинная внутриинтег-рационная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных ор­ганов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принима­ют форму периодических совещаний министров, руко­водящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

На четвертом уровнеобщего рынка интегриру­ющиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1-2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах мини­стров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС — Европейский Совет глав государств и правительств, Со­вет министров и Секретариат).

На пятом, самом высоком, уровне (экономический союз) происходит полная интеграция, предполагающая проведение стра­нами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой ва­люты, учреждение органов наднационального регули­рования внутри интеграционной группировки. Прави­тельства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правитель­ствами стран-членов (например, в ЕС — Комиссия ЕС). Несмотря на многочисленность и разные уровни развития, все интеграционные группировки мира пре­следуют примерно одинаковые цели:

1) использование преимуществ экономики масштаба на базе расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек, прилива прямых иностранных инвестиций. Подобные цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;

2) создание благоприятной внешнеполитической среды путем укрепления взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в политической,
военной, социальной и других неэкономических областях. Особенно характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока;

3) решение задач торговой политики путем усиления переговорных позиций участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО.
Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее. Подобные мотивы присутствуют в интеграционных объединениях Северной и Латинской Америки и Юго-Восточной Азии;

4) содействие структурной перестройке экономики за счет использования рыночного опыта, капиталов, технологий более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС;

5) поддержка развития отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широкого регионального рынка. Эта цель
была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки, располо­женных к югу от Сахары.

Таким образом, вполне очевидно, что в процессе интеграции отдельные группы стран создают друг дру­гу более благоприятные условия во внутрирегиональ­ной торговле и миграции факторов производства и тем самым стимулируют развитие международных эконо­мических отношений в рамках объединений. Вместе с тем региональная экономическая интеграция (особен­но в ранних своих формах) оказывает сдерживающее влияние на развитие глобальных международных эко­номических отношений, так как предполагает установ­ление менее благоприятных условий внешнеэкономи­ческих связей с третьими странами.

2. Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран

Интеграцию стран с рыночным типом хозяйства нельзя считать стихийным самопроизвольным процес­сом, так как взаимное приспособление национальных экономик сегодня немыслимо без той или иной степе­ни государственного вмешательства во внешнеэкономи­ческую сферу. Вместе с тем и сведение интеграции к процессам, протекающим лишь в межгосударственных экономических объединениях, представляется упроще­нием проблемы. В реальной действительности эконо­мическая интеграция промышленно развитых стран представляет собой взаимно дополняющие друг друга процессы частно - корпорационной (или меж­фирменной), государственной и государственно-корпорационной (межстрановой) интеграции.

Одной из важнейших и наиболее развитых интег­рационных группировок мира является Европейский Союз (ЕС). Он образовался на базе Европейского эко­номического сообщества (ЕЭС), которое возникло в 1967 году после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля я стали (ЕОУС, 1951 г.) я Европейского сообщества но атомной энергии (ЕВРА­ТОМ, 1957 г.).

С 1 января 1994 года на основе Маастрихтского до­говора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. В настоя­щее время участниками ЕС являются 15 государств Западной Европы с населением 325 млн чел., ВНП в 4414 млрд долл. (40% стран ОЭСР) и ВНП на душу населения — 13594 долл. В период с 1991 по 1995 годы были заключены соглашения об экономичес­ком и торговом сотрудничестве со странами Восточной Европы и бывшего СССР с реальной перспективой при­нятия в ЕС еще 6 стран — Полыни, Чехии, Венгрии, Словении, Эстонии и Кипра.

Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий для достижения этой цели:

1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути дви­жения товаров внутри сообщества;

2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля
услугами между странами-участницами;

4) проведение общей аграрной и транспортной политики,

5) создание условий конкуренции внутри сообщества;

6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

7) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.

Этап зоны свободной торговли (1958-1966 г.) в развития ЕС характеризуется тем, что были достигну­ты 1-я и 2-я из вышеназванных целей. Кроме того, с 1962 года была введена в действие единая сельскохо­зяйственная политика. С подписанием в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран всту­пил в ассоциированные отношения с ЕС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС про­мышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров.

На этапе таможенного союза ( 1968-1986 г.) про­исходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняет­ся единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. На основе Ломейских конвенций (1975,1979 и 1984 г.) количество развивающихся стран, ассоции­рованных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 году было введено совместное пла­вание валют некоторых стран-членов ЕС, так называ­емая европейская «валютная змея», а с 1979 года на­чала функционировать европейская валютная система.

На этапе общего рынка (1987-1992 г.) на основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 году документа о программе создания внутрен­него рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся ба­рьеры на пути передвижения товаров и факторов про­изводства. Были достигнуты «4 свободы» — свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и реги­онального развития.

Этап экономического союза (с 1993 г. и по насто­ящее время) характеризуется усилением экономичес­кой и политической интеграции, форсированным раз­витием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 году в голландском городе Маастрихте договора о формировании экономического и валютно­го союза (вступил в силу с 1.10.1993 г.). Реали­зуя данный договор, в 1999 году в ЕС начался посте­пенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирование ва­лютной и денежно-кредитной политики.

Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управле­ния, в которую входят как общие или межгосудар­ственные органы, так и элементы национально-государ­ственного регулирования.

В целом уже реализованные шаги интеграции в рамках ЕС оказывают позитивное влияние на эконо­мику стран-участниц и процессы интернационализа­ции в масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 году доля внутреннего экспорта ЕЭС составля­ла 37% общего экспорта стран, в него входящих, а доля внутреннего импорта — 35% общего импорта, то к концу 90-х годов эти показатели достигли 59% и 62% соответственно. За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирово­го рынка.

Успешное развитие экономической интеграции в странах Западной Европы оказалось привлекательным для многих регионов мира. С 1 января 1994 года всту­пило в силу Соглашение о создании Североамерикан­ской зоны свободной торговля (НАФТА) между США, Канадой в Мексикой, хотя соглашение о сво­бодной торговле между США и Канадой было подпи­сано еще в 1988 году, а в 1992 году к нему присоеди­нилась Мексика. В настоящее время вполне вероятно, что к НАФТА присоединятся Чили и другие латино­американские страны.

Важное место в Соглашении о НАФТА имеет охра­на окружающей среды.. Здесь создаются трехсторонние группы, отслеживающие соответствие различных про­изводств на территории стран-участниц установленным экологическим требованиям. В случае нарушений предполагается введение санкций в отношении стра­ны-нарушителя.

Отличительной особенностью НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с насе­лением 370 млн человек и очень мощным, благодаря США, экономическим потенциалом. В НАФТА по-пре­жнему сохраняется определенная асимметричность ин­теграционного процесса: он протекает в основном меж­ду США, с одной стороны, и Канадой и Мексикой, с другой, но слабо развивается между двумя последними.

Кроме указанных интеграционных группировок промышленно развитых стран, существует еще одна — Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (АНЧБРТА), созданная в 1983 году. Согласно имеющимся данным, за годы интеграции объем взаимной торговли между Австралией и Новой Зеландией возрос 1,5 раза.

3. Особенности международной экономической интеграции развивающихся стран

В 60-е годы повышенный интерес к региональной интеграции стали проявлять и развивающиеся страны. Создание интеграционных объединений рассматрива­лось молодыми государствами как одно из основ­ных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промышленно развитых стран. Однако 40-летний опыт функ­ционирования региональных экономических группиро­вок в развивающихся странах (а их насчитывается более 50) показал, что ни одной из них пока не уда­лось сформировать интеграционный комплекс, подоб­ный созданным в индустриальных странах. Об этом, в частности, свидетельствует уровень взаимного экспор­та в общем экспорте группировок. Так, если в ЕС доля взаимной торговли составляет около 70%, то в разви­вающихся странах она колеблется от долей процента до 20%.

Поскольку существующий уровень взаимных эконо­мических связей в регионах развивающегося мира не­высок, проблема заключается в интенсификация этих отношений. Отсюда вытекают и весьма широкие эконо­мические функции государства в интеграционных про­цессах, что ведет к их формализации. С этим связано и гораздо большее значение политических факторов при создании и функционировании интеграционных союзов развивающихся стран.

Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере поставлен­ных целей интеграции. Если для промышленно разви­тых стран интеграция — это функция уже достигну­того ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран — это прежде всего средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации. Более конкретно это означает, что цели экономической интеграции раз­вивающихся стран заключаются в:

—ускорении экономического роста;

—оптимизации структуры национальной экономики;

—ослаблении зависимости от бывших метрополий;

— изменении своего подчиненного положения в системе международного разделения труда.

Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, что объясняется внутренними особенностями экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, мо­нокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов); существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избран­ных ими моделями развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); факторами внешнего поряд­ка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со сто­роны международных корпораций); политической неста­бильностью.

Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь «прединтеграцией». Тем не менее можно выделить ряд интеграци­онных группировок стран развивающегося мира, до­бившихся определенных успехов на пути экономичес­кой интеграции.

В странах Центральной и Латинской Америки су­ществует 6 интеграционных группировок, включаю­щих 29 из 33 стран этого региона.

1. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 году на базе Латиноамерикан­ской ассоциации свободной торговли (1960 г.), вклю­чает 11 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Ве­несуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Пара­гвай и Уругвай. Находится на этапе общего рынка.

2. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 году, включает 5 страна-участниц: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза.

3. Андский пакт образован в 1969 году и включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесу­эла. Имеет целью создание общего Андского рынка.

—4. Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ) создано в 1973 году, объединяет 14 стран: Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Антигуа и Барбуда, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины. Находится на этапе общего рынка

5. Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР) образован в 1991 году, объединяет 4 страны: Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Соответствует уров­ню общего рынка. Договор предусматривает свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы между странами-участницами; введение единого внешнего тарифа по отношению к третьим странам; координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также в валютно-финансовой сфере.

Организация восточнокарибских государств (ОВКГ) создана в 1981году, входят 7 государств: Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монсеррат,
Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия. Соответствует этапу общего рынка со свободным перемещением товаров и капиталов. Предполагается введение свободного движения услуг.

Имея конечной целью создание общего рынка, все интеграционные группировки Центральной и Латин­ской Америки прошли или проходят путь через обра­зование зон свободной торговли, которые в дальнейшем преобразовывались в таможенный союз. Программы развития латиноамериканских экономических груп­пировок включают в себя программы либерализации внешней торговли, механизмы промышленной ин­теграции (разработка и реализация отраслевых про­грамм промышленного развития, создание интегриро­ванных производств для выпуска определенной про­дукции), финансовое сотрудничество (учреждение системы многосторонних расчетов, унификация политики Центральных банков, взаимное предоставление стабилизационных займов для выравнивания платеж­ных балансов и др.), защиту интересов экономичес­ки менее развитых участников группировок (пре­доставление им тарифных уступок, реализация специ­альных программ сотрудничества с ними и т.п.).

—В Азии наиболее успешно на протяжении последних 30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В Сингапурской декларации 1992 года подчеркивалось, что АСЕАН будет стремиться защи­щать свои коллективные интересы в ответ на создание крупных и мощных экономических группировок в раз­витых странах, в частности, путем создания зоны сво­бодной торговли. Участниками АСЕАН являются 9 стран: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Фи­липпины, Вьетнам и Бруней, а с 25 июля 1997 года — Мьянма и Лаос.

Организация Азиатско-Тихоокеанского экономи­ческого сотрудничества (АТЭС) создана в 1993 году. В нее входит 21 страна, в том числе промышленно развитые (Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада), развивающиеся страны Азии (Гонконг, Тай­вань, Филиппины, Индонезия, Китай, Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Бруней, Папуа Новая Гвинея, с ноября 1997 года Вьетнам), страны Центральной и Южной Америки (Мексика, Чили, с ноября 1997 года Перу), а также страны с переходной экономикой — Российская Федерация (с ноября 1997 года). Специфика АТЭС такова, что она имеет кон­сультативный статус, не оформленный юридическими документами, в рамках которого вырабатываются ре­гиональные правила ведения торговли, инвестицион­ной и финансовой деятельности, проходят встречи от­раслевых министров и экспертов по вопросам сотруд­ничества в различных областях. Основные направления деятельности АТЭС:

—проведение консультаций и обмен информацией в целях устойчивого экономического роста и сокращения разрыва в уровнях экономического
развития стран-членов;

—разработка стратегий, нацеленных на устранение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций;

—содействие развитию внутрирегионального сотрудничества в различных формах;

—сотрудничество в отдельных конкретных областях — рыболовстве, энергетике, транспорте, охране окружающей среды и др.

На совещании АТЭС в 1994 году в Багоре (Индоне­зия) было принято решение о создании зоны свобод­ной торговли путем поэтапного снижения таможен­ных тарифов внутри нее и либерализации инвестици­онной сферы к 2020 году (для промышленно развитых стран — к 2010 году).

Азиатско-Тихоокеанская интеграция базируется на асимметричности внешнеэкономических связей стран-членов (страны блока АСЕАН более тесно связаны с экономикой США, Японии, НИСами этого региона) и проявляется прежде всего на микроуровне в форме образования много- и транснациональных компаний.

В арабском мире наиболее значимы 2 интеграцион­ных объединения:

1. Совет Арабского экономического единства (САЭЕ) образован в 1964 году. В его состав входят 12 государств: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Сирия, Сомали, Судан.

Цель САЭЕ: создание общего рынка (в насто­ящее время его членами являются: 7 стран-чле­нов САЭЕ: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ли­вия, Мавритания, Сирия).

В Африке существует огромное разнообразие интег­рационных группировок, однако наиболее крупными и действующими выступают следующие шесть:

1. Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 году и объе­диняет 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот-д'Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-
Леоне и Того. Представляет собой экономический союз.

2. Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) создан в 1964 году на базе зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (РТА). Состоит из 20 государств-членов: Ангола, Бурунди, Заир, Коморские острова, Джибути, Эфиопия, Кения, Лесото, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Руанда, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Находится на этапе зоны сво­бодной торговли.

Организация африканского единства (ОАБ) со­здана в 1963 году. Объединяет 53 страны. Наря­ду с политическими целями, ОАЕ предполагает координацию и сотрудничество в области эконо­мики, науки и техники. В 1991 году страны-уча­стницы подписали Договор об образовании Аф­риканского экономического сообщества, процесс формирования которого продлится 34 года. Специфической целью сообщества является коорди­нация и согласование политики различных аф­риканских экономических объединений в процес­се его создания.

5. Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в 1966 году. В его составе 6 государств-членов: Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея. В цели ЮДЕАК входит поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки, укрепление реально действующего таможенного союза.

Интеграционные процессы в африканском регионе своими определяющими мотивами имеют создание условий для развития промышленности и удовлетво­рение потребностей внутреннего рынка, а определяю­щей концепцией интеграции является «опора на соб­ственные силы». Провозглашение идеи африканской интеграции пока остаются благим пожеланием, хотя по-прежнему и очень популярно на континенте.

Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отли­чия интеграции в промышленно развитых и раз­вивающихся странах:

—различные побудительные причины интеграции;

—различные исходные экономические и политические условия интеграции;

—развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;

—отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.

Учитывая эти отличия, весьма перспективной пред­ставляется так называемая вертикальная интеграция между промышленно развитыми и развивающими­ся странами, примеры которой имеются в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах. Такие формы сотрудничества имеют значительные преимуще­ства по сравнению, например, с африканской интегра­цией, во многом складывающейся на основе принципа «коллективного самообеспечения».

4. Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой

Процессы экономической интеграции не обошли стороной и бывшие социалистические страны.

Кроме этого все страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румы­ния, Словакия, Словения), а также страны Прибал­тики (Эстония, Латвия, Литва) в период с 1991 по 1995 годы подписали соглашение об ассоциации с ЕС, что по сути означает реализацию условий первого этапа их интеграции с ЕС — преференциального торгового соглашения.

На смену СССР пришло Содружество Независи­мых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 года в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайд­жан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Мол­дова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании Содруже­ства Независимых Государств. Из стран бывшего СССР в СНГ не вошли: Латвия, Литва, Эстония. В ян­варе 1993 года был принят устав СНГ.

Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на демонтаж старых экономических структур, а с другой — предусматривает организацию качествен­но новых отношений между суверенными государства­ми, формирование и сохранение единого экономическо­го пространства.

Объективной основой создания СНГ является систе­ма межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок сырьевых ре­сурсов и конечной продукции из других республик и будучи заинтересованной в емком постсоветском рын­ке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс.

Яркой иллюстрацией степени экономических взаи­мосвязей республик в бывшем СССР является доля межреспубликанских и внешнеэкономических опера­ций в общем объеме ввоза и вывоза республик.

Хозяйственные взаимосвязи между новыми государ­ствами не укладываются в рамки обычной внешней торговли с присущей ей широкой альтернативностью рынков. Они технологически детерминированы, в зна чительной мере представляют собой безальтернативные производственно-кооперативные связи по взаимному обмену сотен тысяч и даже миллионов изделий. Полу­фабрикаты на пути к конечному изделию по мере дви­жения через стадии обработки нередко многократно пересекаются во встречных направлениях границы новых государств.

Это свидетельствует о наличии оснований для объе­динения республик бывшего Советского Союза.

Назовем факторы, предопределяющие единение пост­советских государств:

—взаимозависимость народнохозяйственных комп­лексов бывших союзных республик как результат разделения труда и региональной специализации, сформировавшихся в рамках еди­ного народнохозяйственного комплекса СССР;

—технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам)
технический уровень производства, препятствующий выходу изделий на альтернативные вне­шние рынки;

—единство применяемых технических стандартов;

—единство сетей коммуникации;

—факт сопредельности государств и возможности использования единых транспортной инфраструк­туры и энергетической системы;

—глубокое проникновение в массы коренного населения в каждой из бывших союзных республик представителей других национальностей — выходцев из других республик. Для всех новых государств нормальные экономические взаимосвязи с партнерами — непременное условие благополучия представителей своей этнической национальности в соседних государствах;

—общие для всех бывших союзных республик труд­ности выхода на западные рынки, общие проблемы взаимодействия с рядом международных эконо­мических организаций.

Несмотря на это, тенденции к размежеванию в пер­вый год функционирования СНГ явно преоб­ладали. Шел обвальный разрыв традиционных хозяй­ственных связей; воздвигались административные и экономические барьеры, тарифные и нетарифные ог­раничения на пути товарных потоков; массовым ста­ло невыполнение обязательств, принятых на государ­ственном и низовом уровнях.

Одновременно можно выделить следующие 4 груп­пы факторов дезинтеграции стран на постсовет­ском пространстве.

Первая группа текущих конъюнктурных факто­ров, которая включает в себя такие неблагоприятные для межстрановых экономических связей государств ближнего зарубежья явления, как:

—повсеместный спад производства;

—приоритетное внимание в каждом из государств к удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта;

—вынужденные административные меры по защите собственного рынка (вследствие крайней дефицитности некоторых видов товаров и несбаланси­рованности по странам уровней цен на продукцию, ужесточения условий обмена, ухудшения условий транзита грузов и т.п.).

Вторая группа системных факторов отражает существенные свойства прежней системы экономичес­ких отношений бывших союзных республик в составе единого народнохозяйственного комплекса, цементиро­вавших былую экономическую интеграцию, но в но­вых условиях осложняющих хозяйственные связи и несущих в себе дезинтеграционный потенциал.

К ним, например, можно отнести несбалансирован­ность торгового обмена в виде устойчивого пассива большинства республик в отношениях с Россией.

Третья группа структурных факторов, затруд­нявших интеграцию на начальном этапе взаимодей­ствия стран СНГ включала в себя:

— несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их ста­новления и развития как независимых госу­дарств;

—низкий технический уровень производства, определивший неконкурентоспособность производи­мой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья;

—отсутствие у России не только передовых, но и средних по классу технологий, что толкало осталь­ные республики на поиск внешних партнеров;

—все более ощутимая потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, в изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных свя­зей между собой и с третьими странами.

Четвертая группа институциональных факто­ров, определяющих методы и скорость формирования нового хозяйственного механизма и его основных черт, отражает:

—различия реформационной социально-экономи­ческой политики государств, образовавшихся на постсоветском пространстве;

—различия национальных хозяйственных механизмов в области ценообразования, финансовой, бан­ковской и валютной политики, либерализации ВЭД, ее таможенного регулирования, степени государственного управления экономикой.

Все это порождало трудности в хозяйственном спло­чении Содружества.

В январе 1995 году было подписано Соглашение о тройственном Таможенном союзе между Росси­ей, Казахстаном и Белоруссией. Разделяя воплощен­ное в документе стремление к более тесному торгово-экономическому взаимодействию, в марте 1996 году к тройственному союзу присоединяется Киргизия. Эти события стали реакцией четырех названных госу­дарств на инертное отношение остальных членов Со­дружества к реализации договоренности о создании охватывающей все 12 государств СНГ зоны свободной торговли.

Таможенный союз намечалось формировать в два этапа. На первом государства-участники собирались отменить тарифные и количественные ограничения в торговле между собой, установить единый торговый режим и меры нетарифного регулирования в отноше­нии третьих стран. На втором этапе — образовать еди­ное целое из таможенных территорий государств, а таможенный контроль перенести с внутренних границ стран-участниц на внешние границы.

В совместном протоколе правительства «тройки» от 22 ноября 1995 г. констатировалось выполнение сторо­нами требований первого этапа формирования Тамо­женного Союза и решение приступить к осуществлению второго этапа. Практика, однако, показала, что конста­тация была преждевременной: и по сей день не достиг­нуты некоторые параметры первого этапа. Нереализо­ванным остается, в частности, положение о том, что «стороны завершают в 1996 году создание единой та­моженной территории с обеспечением общей системы управления». Возникли серьезные противоречия среди участников в процессе согласования внешнеэкономичес­кой политики, достаточно убедительно доказавшие преждевременность форсированного скачка через этап создания зоны свободной торговли. В результате в пер­вый же год существования «союза четырех» то один, то другой из его членов стали пересматривать в односто­роннем порядке ставки таможенных тарифов.

Несмотря на все заявления и декларации четырех лидеров, масштабные планы перспективного сотрудни­чества «в экономической и гуманитарных сферах», в абсолютном большинстве пока так и остаются на бу­маге. Наднациональные структуры существуют лишь формально и до сих пор не смогли внести вклад в со­здание эффективного политического механизма реали­зации намеченных задач хозяйственного сближения. Участие в Таможенном союзе осложняет вступление его членов в ВТО, куда стремятся попасть Россия и Казахстан. И принятие Киргизии в октябре 1998 года в ВТО ставит теперь ее участие в Таможенном союзе СНГ под сомнение: она вряд ли сможет выполнить все нормы ВТО, не нарушая своих обязательств перед парт­нерами по «четверке».

Особое место в интеграционных процессах на пост­советском пространстве занимает российско-белорус­ский союз. Подписание в апреле 1997 года Договора о Союзе Белоруссии и России стало началом нового этапа в развитии внешнеэкономических связей двух стран. Будучи логическим продолжением и развити­ем предыдущих двусторонних интеграционных доку­ментов, прежде всего Соглашения о таможенном союзе между Российской Федерацией и Белоруссией и Дого­вора об образовании Сообщества Белоруссии и России (2 апреля 1996 года), этот договор выводит взаимоот­ношения на более высокий уровень интеграции и имеет для обеих стран важное значение.

Договор об образовании Сообщества основывался на принципах суверенитета и равенства стран, их неза­висимости и территориальной целостности, согласова­ния всей внешней политики, взаимодействия в обес­печении безопасности, охраны границ и др.

Россия и Белоруссия — крупные заинтересованные друг в друге торговые партнеры. На долю России при­ходится около 60% общего внешнеторгового оборота Белоруссии. Белоруссия — второй по значению (пос­ле Германии) торговый партнер России — 6,8% внеш­неторгового оборота РФ в 2000 году. В 1999 году объем взаимного товарооборота двух стран составил 7,0 млрд долл.

Для Белоруссии интеграция с РФ создает пер­спективу значительного расширения рынка сбыта то­варов, которые благодаря своей относительной деше­визне и вполне приемлемому качеству нередко имеют конкурентные преимущества перед российскими това­рами на внутреннем рынке РФ, а также облегчает до­ступ к российским энергоносителям, за счет которых удовлетворяется подавляющая часть потребностей рес­публики в газе и нефтепродуктах. Белоруссия от этой ин­теграции также хочет получить приток российских инвестиций в свою экономику и ускорить решение своих хозяйственных проблем.

Для России интеграция с Белоруссией принесет сле­дующие выгоды:

— полное снятие ограничений во взаимной торговле, которое обеспечит свободный доступ товаров на белорусский рынок, тем самым улучшив фи­нансово-экономическое положение сотен предприятий РФ;

— обеспечение устойчивого сбыта в Белоруссию продукции российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и формирование в этой отрасли крупных совместных ТНК;

—сокращение затрат (при наличии кооперации с белорусскими предприятиями) на организацию производства в оборонной промышленности (доля поставок высококачественной продукции в оборон­ном заказе РФ из Белоруссии составляет 15%);

—проникновение российского капитала в Белорус­сию путем создания ФПГ с участием обеих сторон;

—укрепление экономической безопасности России (установление эффективного контроля на внешних границах Белоруссии должно поставить барьер на
пути бесконтрольного вывоза и ввоза товаров в РФ через открытую российско-белорусскую границу);

— удобное географическое положение Белоруссии, через территорию которой идут основные сухо­путные транзитные пути, связывающие Россию со странами Центральной и Западной Европы, два из пяти основных нефтепроводов из России на Запад, где тариф на транспортировку нефти на 20% ниже, чем по территории Украины. В целом, по оценкам экспертов, дееспособный рос­сийско-белорусский союз позволит Российской Феде­рации добиться 25% прироста в экономике за счет использования потенциала Белоруссии, а для Белорус­сии ожидаемый прирост может составить более 40%. Союз с Белоруссией имеет для РФ не только эконо­мическое, но и геополитическое и военно-стратегичес­кое значение. В условиях фактического отсутствия гра­ницы между РФ и Белоруссией западная граница по­следней по существу является внешней границей России. Ее содержание (300 млн долл. в год) полнос­тью обеспечивает Белоруссия, «разгружая» таким об­разом российский военный бюджет. Белоруссия — единственная постсоветская республика, на территории которой Россия не только сохранила стратегические объекты, обеспечивающие глобальную безопасность страны, но и продолжает их дополнительное разверты­вание.

В то же время нельзя не отметить, что в развитии российско-белорусской интеграции имеется ряд серьезных трудностей и нерешенных проблем, при­водящих к потерям для России:

—полная отмена пошлин, налогов и сборов в торговле с Белоруссией перекрывает один из важных источников пополнения бюджета РФ;

—убытки от взаимопоставок всех товаров, включая энергоносители, по внутренним ценам страны-производителя;

—возможны потери в результате незаконного ввоза и вывоза алкоголя, табака и других подакцизных товаров вследствие несогласованной нормативной базы и отсутствия эффективного контроля на внешних границах;

— задолженность Белоруссии перед Россией за по­ставки энергоносителей, что неоднократно вы­нуждало Россию сокращать их поставку. В целом, указанные проблемы не являются непре­одолимым препятствием на пути российско-белорусской интеграции и многое делается для их преодоления.

Процесс субрегиональной интеграции оказывает на СНГ в целом противоречивое воздействие. С од­ной стороны, формирование группировок, ориентиро­ванных на углубление экономического взаимодействия и развертывание интеграционных процессов между странами, наиболее подготовленными к этому, способ­но принести этим странам (и в ряде случаев уже при­носит) весомые экономические выгоды.

По данным исследования, проведенного Центром изучения конъюнктуры цен и рынка, восстановление единого экономического пространства позволило бы странам СНГ без дополнительных инвестиций увели­чить производство продукции базовых отраслей более, чем в 1,5 раза, дало бы возможность снизить суммар­ные затраты Содружества на производство электроэнер­гии на 20%, в металлургии — на 15%, в машиностро­ении —- почти на 25%. За счет улучшения координа­ции внешнеэкономической деятельности стран СНГ появляется возможность улучшить суммарный торго­вый баланс Содружества на 15-20 млрд долл.

С другой стороны, «дробление» экономического про­странства СНГ ставит под вопрос перспективы его раз­вития, как целостной организации, учитывая, что Цен­трально-азиатский союз и особенно не оформленное еще окончательно объединение Грузии, Украины, Уз­бекистана, Азербайджана и Молдавии (ГУУАМ) уси­ливают центробежные тенденции в Содружестве, так как цель создания ГУУАМа — обеспечить совместные, идущие в обход России, транспортные коридоры и коммуникационные системы между Азией и Европой.

Еще одна перспективная форма инвестиционного сотрудничества — создание финансово-промышлен­ных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК). Только за последние пять лет было подписано 11 межправительственных соглашений по созданию ряда межгосударственных финансово-промышленных групп. Среди них «Интеррос», «Международные авиа­моторы», «Ильюшин», «БелРусАвто», «Электронные технологии» и др.

Примером функционирования ТНК является обра­зование при участий РАО «Газпром» международной компании «Итера», в которую входит более 120 пред­приятий России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии, а также Соединенных Штатов, Швейцарии и других государств. Эта компания наряду с экспортом газа начала работу по его добыче на территории Рос­сии и других территориях.

Широкую сеть совместных предприятий и дочерних структур имеет компания «ЛУКойл» в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Литве, Украине, Ирландии, Из­раиле, Аргентине, Чехии и на Кипре.

В целом по Содружеству официально зарегистри­рованные межгосударственные и транснациональные ФПГ объединяют около 300 хозяйствующих субъектов различной формы собственности.

Приведенные примеры наглядно свидетельствуют также и о том, что расхождения в экономической базе, различные темпы реформирования экономики и фор­мы собственности не являются непреодолимыми пре­пятствиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: