Классификация МКП в соответствии с ее основными признаками
Принципы классификации | Характер кооперирования |
По видам деятельности | Экономическая кооперация |
Научно-техническое и промышленное сотрудничество | |
Кооперирование в области проектирования истроительства объектов | |
Кооперирование в сфере торговли и сбыта | |
Кооперирование в других отраслях хозяйственной деятельности | |
По стадиям производства | Предпроизводственная |
Производственная | |
Коммерческая | |
По использованным методам | Выполнение совместных программ |
Договорная специализация | |
Создание совместных предприятий | |
По структуре связей | Внутри- и межфирменная |
Внутри- и межотраслевая | |
Горизонтальная | |
Вертикальная | |
Смешанная | |
По территориальному охвату | Между двумя иболее странами |
В рамках региона | |
Межрегиональная | |
Всемирная | |
По числу субъектов | Двух- и многосторонняя |
По числу объектов | Одно- и многопредметная |
Общность экономических отношений состоит в объективном совпадении потребностей во взаимовыгодном экономическом общении.
|
|
Наиболее полная классификация международного кооперирования приведена в табл. 1.
Глава 4. Интеграционные объединения как подсистема мировой экономики
/. Региональная экономическая интеграция: сущность, цели, этапы
Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX века, а в настоящее время их насчитывается уже более 60.
Экономическая интеграция — это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.
Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
— взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;
— широким развитием международной специализации и кооперации в произ
—глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;
—целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.
Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, к наиболее значимым из которых можно отнести:
1) более широкий доступ хозяйствующих субъектов к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям, а также
возможность производить продукцию в расчете на более емкий (региональный) рынок;
|
|
2) возможность оперировать на более широком международном рыночном пространстве;
3) создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;
4) совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей. Этапы интеграционного процесса в логике их исторического развития:
На первом уровне преференциальные торговые соглашения заключаются либо на двусторонней основе между странами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.
На в тором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обхо дится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
Третий уровень интеграции — таможенный союз отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтег-рационная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
На четвертом уровне — общего рынка интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1-2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС — Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).
На пятом, самом высоком, уровне (экономический союз) происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов (например, в ЕС — Комиссия ЕС). Несмотря на многочисленность и разные уровни развития, все интеграционные группировки мира преследуют примерно одинаковые цели:
|
|
1) использование преимуществ экономики масштаба на базе расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек, прилива прямых иностранных инвестиций. Подобные цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;
2) создание благоприятной внешнеполитической среды путем укрепления взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в политической,
военной, социальной и других неэкономических областях. Особенно характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока;
3) решение задач торговой политики путем усиления переговорных позиций участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО.
Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее. Подобные мотивы присутствуют в интеграционных объединениях Северной и Латинской Америки и Юго-Восточной Азии;
4) содействие структурной перестройке экономики за счет использования рыночного опыта, капиталов, технологий более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС;
5) поддержка развития отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широкого регионального рынка. Эта цель
была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.
Таким образом, вполне очевидно, что в процессе интеграции отдельные группы стран создают друг другу более благоприятные условия во внутрирегиональной торговле и миграции факторов производства и тем самым стимулируют развитие международных экономических отношений в рамках объединений. Вместе с тем региональная экономическая интеграция (особенно в ранних своих формах) оказывает сдерживающее влияние на развитие глобальных международных экономических отношений, так как предполагает установление менее благоприятных условий внешнеэкономических связей с третьими странами.
2. Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран
|
|
Интеграцию стран с рыночным типом хозяйства нельзя считать стихийным самопроизвольным процессом, так как взаимное приспособление национальных экономик сегодня немыслимо без той или иной степени государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу. Вместе с тем и сведение интеграции к процессам, протекающим лишь в межгосударственных экономических объединениях, представляется упрощением проблемы. В реальной действительности экономическая интеграция промышленно развитых стран представляет собой взаимно дополняющие друг друга процессы частно - корпорационной (или межфирменной), государственной и государственно-корпорационной (межстрановой) интеграции.
Одной из важнейших и наиболее развитых интеграционных группировок мира является Европейский Союз (ЕС). Он образовался на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое возникло в 1967 году после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля я стали (ЕОУС, 1951 г.) я Европейского сообщества но атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 г.).
С 1 января 1994 года на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. В настоящее время участниками ЕС являются 15 государств Западной Европы с населением 325 млн чел., ВНП в 4414 млрд долл. (40% стран ОЭСР) и ВНП на душу населения — 13594 долл. В период с 1991 по 1995 годы были заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве со странами Восточной Европы и бывшего СССР с реальной перспективой принятия в ЕС еще 6 стран — Полыни, Чехии, Венгрии, Словении, Эстонии и Кипра.
Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий для достижения этой цели:
1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля
услугами между странами-участницами;
4) проведение общей аграрной и транспортной политики,
5) создание условий конкуренции внутри сообщества;
6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
7) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.
Этап зоны свободной торговли (1958-1966 г.) в развития ЕС характеризуется тем, что были достигнуты 1-я и 2-я из вышеназванных целей. Кроме того, с 1962 года была введена в действие единая сельскохозяйственная политика. С подписанием в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступил в ассоциированные отношения с ЕС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров.
На этапе таможенного союза ( 1968-1986 г.) происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. На основе Ломейских конвенций (1975,1979 и 1984 г.) количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 году было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС, так называемая европейская «валютная змея», а с 1979 года начала функционировать европейская валютная система.
На этапе общего рынка (1987-1992 г.) на основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 году документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Были достигнуты «4 свободы» — свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.
Этап экономического союза (с 1993 г. и по настоящее время) характеризуется усилением экономической и политической интеграции, форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 году в голландском городе Маастрихте договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1.10.1993 г.). Реализуя данный договор, в 1999 году в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирование валютной и денежно-кредитной политики.
Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования.
В целом уже реализованные шаги интеграции в рамках ЕС оказывают позитивное влияние на экономику стран-участниц и процессы интернационализации в масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 году доля внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% общего экспорта стран, в него входящих, а доля внутреннего импорта — 35% общего импорта, то к концу 90-х годов эти показатели достигли 59% и 62% соответственно. За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирового рынка.
Успешное развитие экономической интеграции в странах Западной Европы оказалось привлекательным для многих регионов мира. С 1 января 1994 года вступило в силу Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговля (НАФТА) между США, Канадой в Мексикой, хотя соглашение о свободной торговле между США и Канадой было подписано еще в 1988 году, а в 1992 году к нему присоединилась Мексика. В настоящее время вполне вероятно, что к НАФТА присоединятся Чили и другие латиноамериканские страны.
Важное место в Соглашении о НАФТА имеет охрана окружающей среды.. Здесь создаются трехсторонние группы, отслеживающие соответствие различных производств на территории стран-участниц установленным экологическим требованиям. В случае нарушений предполагается введение санкций в отношении страны-нарушителя.
Отличительной особенностью НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн человек и очень мощным, благодаря США, экономическим потенциалом. В НАФТА по-прежнему сохраняется определенная асимметричность интеграционного процесса: он протекает в основном между США, с одной стороны, и Канадой и Мексикой, с другой, но слабо развивается между двумя последними.
Кроме указанных интеграционных группировок промышленно развитых стран, существует еще одна — Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (АНЧБРТА), созданная в 1983 году. Согласно имеющимся данным, за годы интеграции объем взаимной торговли между Австралией и Новой Зеландией возрос 1,5 раза.
3. Особенности международной экономической интеграции развивающихся стран
В 60-е годы повышенный интерес к региональной интеграции стали проявлять и развивающиеся страны. Создание интеграционных объединений рассматривалось молодыми государствами как одно из основных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промышленно развитых стран. Однако 40-летний опыт функционирования региональных экономических группировок в развивающихся странах (а их насчитывается более 50) показал, что ни одной из них пока не удалось сформировать интеграционный комплекс, подобный созданным в индустриальных странах. Об этом, в частности, свидетельствует уровень взаимного экспорта в общем экспорте группировок. Так, если в ЕС доля взаимной торговли составляет около 70%, то в развивающихся странах она колеблется от долей процента до 20%.
Поскольку существующий уровень взаимных экономических связей в регионах развивающегося мира невысок, проблема заключается в интенсификация этих отношений. Отсюда вытекают и весьма широкие экономические функции государства в интеграционных процессах, что ведет к их формализации. С этим связано и гораздо большее значение политических факторов при создании и функционировании интеграционных союзов развивающихся стран.
Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере поставленных целей интеграции. Если для промышленно развитых стран интеграция — это функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран — это прежде всего средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации. Более конкретно это означает, что цели экономической интеграции развивающихся стран заключаются в:
—ускорении экономического роста;
—оптимизации структуры национальной экономики;
—ослаблении зависимости от бывших метрополий;
— изменении своего подчиненного положения в системе международного разделения труда.
Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, что объясняется внутренними особенностями экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов); существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделями развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций); политической нестабильностью.
Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь «прединтеграцией». Тем не менее можно выделить ряд интеграционных группировок стран развивающегося мира, добившихся определенных успехов на пути экономической интеграции.
В странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона.
1. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 году на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960 г.), включает 11 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай и Уругвай. Находится на этапе общего рынка.
2. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 году, включает 5 страна-участниц: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза.
3. Андский пакт образован в 1969 году и включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. Имеет целью создание общего Андского рынка.
—4. Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ) создано в 1973 году, объединяет 14 стран: Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Антигуа и Барбуда, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины. Находится на этапе общего рынка
5. Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР) образован в 1991 году, объединяет 4 страны: Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Соответствует уровню общего рынка. Договор предусматривает свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы между странами-участницами; введение единого внешнего тарифа по отношению к третьим странам; координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также в валютно-финансовой сфере.
Организация восточнокарибских государств (ОВКГ) создана в 1981году, входят 7 государств: Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монсеррат,
Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия. Соответствует этапу общего рынка со свободным перемещением товаров и капиталов. Предполагается введение свободного движения услуг.
Имея конечной целью создание общего рынка, все интеграционные группировки Центральной и Латинской Америки прошли или проходят путь через образование зон свободной торговли, которые в дальнейшем преобразовывались в таможенный союз. Программы развития латиноамериканских экономических группировок включают в себя программы либерализации внешней торговли, механизмы промышленной интеграции (разработка и реализация отраслевых программ промышленного развития, создание интегрированных производств для выпуска определенной продукции), финансовое сотрудничество (учреждение системы многосторонних расчетов, унификация политики Центральных банков, взаимное предоставление стабилизационных займов для выравнивания платежных балансов и др.), защиту интересов экономически менее развитых участников группировок (предоставление им тарифных уступок, реализация специальных программ сотрудничества с ними и т.п.).
—В Азии наиболее успешно на протяжении последних 30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В Сингапурской декларации 1992 года подчеркивалось, что АСЕАН будет стремиться защищать свои коллективные интересы в ответ на создание крупных и мощных экономических группировок в развитых странах, в частности, путем создания зоны свободной торговли. Участниками АСЕАН являются 9 стран: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам и Бруней, а с 25 июля 1997 года — Мьянма и Лаос.
Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) создана в 1993 году. В нее входит 21 страна, в том числе промышленно развитые (Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада), развивающиеся страны Азии (Гонконг, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Китай, Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Бруней, Папуа Новая Гвинея, с ноября 1997 года Вьетнам), страны Центральной и Южной Америки (Мексика, Чили, с ноября 1997 года Перу), а также страны с переходной экономикой — Российская Федерация (с ноября 1997 года). Специфика АТЭС такова, что она имеет консультативный статус, не оформленный юридическими документами, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Основные направления деятельности АТЭС:
—проведение консультаций и обмен информацией в целях устойчивого экономического роста и сокращения разрыва в уровнях экономического
развития стран-членов;
—разработка стратегий, нацеленных на устранение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций;
—содействие развитию внутрирегионального сотрудничества в различных формах;
—сотрудничество в отдельных конкретных областях — рыболовстве, энергетике, транспорте, охране окружающей среды и др.
На совещании АТЭС в 1994 году в Багоре (Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли путем поэтапного снижения таможенных тарифов внутри нее и либерализации инвестиционной сферы к 2020 году (для промышленно развитых стран — к 2010 году).
Азиатско-Тихоокеанская интеграция базируется на асимметричности внешнеэкономических связей стран-членов (страны блока АСЕАН более тесно связаны с экономикой США, Японии, НИСами этого региона) и проявляется прежде всего на микроуровне в форме образования много- и транснациональных компаний.
В арабском мире наиболее значимы 2 интеграционных объединения:
1. Совет Арабского экономического единства (САЭЕ) образован в 1964 году. В его состав входят 12 государств: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Сирия, Сомали, Судан.
Цель САЭЕ: создание общего рынка (в настоящее время его членами являются: 7 стран-членов САЭЕ: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ливия, Мавритания, Сирия).
В Африке существует огромное разнообразие интеграционных группировок, однако наиболее крупными и действующими выступают следующие шесть:
1. Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 году и объединяет 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот-д'Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-
Леоне и Того. Представляет собой экономический союз.
2. Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) создан в 1964 году на базе зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (РТА). Состоит из 20 государств-членов: Ангола, Бурунди, Заир, Коморские острова, Джибути, Эфиопия, Кения, Лесото, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Руанда, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Находится на этапе зоны свободной торговли.
Организация африканского единства (ОАБ) создана в 1963 году. Объединяет 53 страны. Наряду с политическими целями, ОАЕ предполагает координацию и сотрудничество в области экономики, науки и техники. В 1991 году страны-участницы подписали Договор об образовании Африканского экономического сообщества, процесс формирования которого продлится 34 года. Специфической целью сообщества является координация и согласование политики различных африканских экономических объединений в процессе его создания.
5. Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в 1966 году. В его составе 6 государств-членов: Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея. В цели ЮДЕАК входит поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки, укрепление реально действующего таможенного союза.
Интеграционные процессы в африканском регионе своими определяющими мотивами имеют создание условий для развития промышленности и удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а определяющей концепцией интеграции является «опора на собственные силы». Провозглашение идеи африканской интеграции пока остаются благим пожеланием, хотя по-прежнему и очень популярно на континенте.
Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:
—различные побудительные причины интеграции;
—различные исходные экономические и политические условия интеграции;
—развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;
—отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.
Учитывая эти отличия, весьма перспективной представляется так называемая вертикальная интеграция между промышленно развитыми и развивающимися странами, примеры которой имеются в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах. Такие формы сотрудничества имеют значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающейся на основе принципа «коллективного самообеспечения».
4. Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой
Процессы экономической интеграции не обошли стороной и бывшие социалистические страны.
Кроме этого все страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения), а также страны Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) в период с 1991 по 1995 годы подписали соглашение об ассоциации с ЕС, что по сути означает реализацию условий первого этапа их интеграции с ЕС — преференциального торгового соглашения.
На смену СССР пришло Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 года в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Из стран бывшего СССР в СНГ не вошли: Латвия, Литва, Эстония. В январе 1993 года был принят устав СНГ.
Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на демонтаж старых экономических структур, а с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.
Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик и будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс.
Яркой иллюстрацией степени экономических взаимосвязей республик в бывшем СССР является доля межреспубликанских и внешнеэкономических операций в общем объеме ввоза и вывоза республик.
Хозяйственные взаимосвязи между новыми государствами не укладываются в рамки обычной внешней торговли с присущей ей широкой альтернативностью рынков. Они технологически детерминированы, в зна чительной мере представляют собой безальтернативные производственно-кооперативные связи по взаимному обмену сотен тысяч и даже миллионов изделий. Полуфабрикаты на пути к конечному изделию по мере движения через стадии обработки нередко многократно пересекаются во встречных направлениях границы новых государств.
Это свидетельствует о наличии оснований для объединения республик бывшего Советского Союза.
Назовем факторы, предопределяющие единение постсоветских государств:
—взаимозависимость народнохозяйственных комплексов бывших союзных республик как результат разделения труда и региональной специализации, сформировавшихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР;
—технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам)
технический уровень производства, препятствующий выходу изделий на альтернативные внешние рынки;
—единство применяемых технических стандартов;
—единство сетей коммуникации;
—факт сопредельности государств и возможности использования единых транспортной инфраструктуры и энергетической системы;
—глубокое проникновение в массы коренного населения в каждой из бывших союзных республик представителей других национальностей — выходцев из других республик. Для всех новых государств нормальные экономические взаимосвязи с партнерами — непременное условие благополучия представителей своей этнической национальности в соседних государствах;
—общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, общие проблемы взаимодействия с рядом международных экономических организаций.
Несмотря на это, тенденции к размежеванию в первый год функционирования СНГ явно преобладали. Шел обвальный разрыв традиционных хозяйственных связей; воздвигались административные и экономические барьеры, тарифные и нетарифные ограничения на пути товарных потоков; массовым стало невыполнение обязательств, принятых на государственном и низовом уровнях.
Одновременно можно выделить следующие 4 группы факторов дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.
Первая группа текущих конъюнктурных факторов, которая включает в себя такие неблагоприятные для межстрановых экономических связей государств ближнего зарубежья явления, как:
—повсеместный спад производства;
—приоритетное внимание в каждом из государств к удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта;
—вынужденные административные меры по защите собственного рынка (вследствие крайней дефицитности некоторых видов товаров и несбалансированности по странам уровней цен на продукцию, ужесточения условий обмена, ухудшения условий транзита грузов и т.п.).
Вторая группа системных факторов отражает существенные свойства прежней системы экономических отношений бывших союзных республик в составе единого народнохозяйственного комплекса, цементировавших былую экономическую интеграцию, но в новых условиях осложняющих хозяйственные связи и несущих в себе дезинтеграционный потенциал.
К ним, например, можно отнести несбалансированность торгового обмена в виде устойчивого пассива большинства республик в отношениях с Россией.
Третья группа структурных факторов, затруднявших интеграцию на начальном этапе взаимодействия стран СНГ включала в себя:
— несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств;
—низкий технический уровень производства, определивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья;
—отсутствие у России не только передовых, но и средних по классу технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров;
—все более ощутимая потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, в изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.
Четвертая группа институциональных факторов, определяющих методы и скорость формирования нового хозяйственного механизма и его основных черт, отражает:
—различия реформационной социально-экономической политики государств, образовавшихся на постсоветском пространстве;
—различия национальных хозяйственных механизмов в области ценообразования, финансовой, банковской и валютной политики, либерализации ВЭД, ее таможенного регулирования, степени государственного управления экономикой.
Все это порождало трудности в хозяйственном сплочении Содружества.
В январе 1995 году было подписано Соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Разделяя воплощенное в документе стремление к более тесному торгово-экономическому взаимодействию, в марте 1996 году к тройственному союзу присоединяется Киргизия. Эти события стали реакцией четырех названных государств на инертное отношение остальных членов Содружества к реализации договоренности о создании охватывающей все 12 государств СНГ зоны свободной торговли.
Таможенный союз намечалось формировать в два этапа. На первом государства-участники собирались отменить тарифные и количественные ограничения в торговле между собой, установить единый торговый режим и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе — образовать единое целое из таможенных территорий государств, а таможенный контроль перенести с внутренних границ стран-участниц на внешние границы.
В совместном протоколе правительства «тройки» от 22 ноября 1995 г. констатировалось выполнение сторонами требований первого этапа формирования Таможенного Союза и решение приступить к осуществлению второго этапа. Практика, однако, показала, что констатация была преждевременной: и по сей день не достигнуты некоторые параметры первого этапа. Нереализованным остается, в частности, положение о том, что «стороны завершают в 1996 году создание единой таможенной территории с обеспечением общей системы управления». Возникли серьезные противоречия среди участников в процессе согласования внешнеэкономической политики, достаточно убедительно доказавшие преждевременность форсированного скачка через этап создания зоны свободной торговли. В результате в первый же год существования «союза четырех» то один, то другой из его членов стали пересматривать в одностороннем порядке ставки таможенных тарифов.
Несмотря на все заявления и декларации четырех лидеров, масштабные планы перспективного сотрудничества «в экономической и гуманитарных сферах», в абсолютном большинстве пока так и остаются на бумаге. Наднациональные структуры существуют лишь формально и до сих пор не смогли внести вклад в создание эффективного политического механизма реализации намеченных задач хозяйственного сближения. Участие в Таможенном союзе осложняет вступление его членов в ВТО, куда стремятся попасть Россия и Казахстан. И принятие Киргизии в октябре 1998 года в ВТО ставит теперь ее участие в Таможенном союзе СНГ под сомнение: она вряд ли сможет выполнить все нормы ВТО, не нарушая своих обязательств перед партнерами по «четверке».
Особое место в интеграционных процессах на постсоветском пространстве занимает российско-белорусский союз. Подписание в апреле 1997 года Договора о Союзе Белоруссии и России стало началом нового этапа в развитии внешнеэкономических связей двух стран. Будучи логическим продолжением и развитием предыдущих двусторонних интеграционных документов, прежде всего Соглашения о таможенном союзе между Российской Федерацией и Белоруссией и Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России (2 апреля 1996 года), этот договор выводит взаимоотношения на более высокий уровень интеграции и имеет для обеих стран важное значение.
Договор об образовании Сообщества основывался на принципах суверенитета и равенства стран, их независимости и территориальной целостности, согласования всей внешней политики, взаимодействия в обеспечении безопасности, охраны границ и др.
Россия и Белоруссия — крупные заинтересованные друг в друге торговые партнеры. На долю России приходится около 60% общего внешнеторгового оборота Белоруссии. Белоруссия — второй по значению (после Германии) торговый партнер России — 6,8% внешнеторгового оборота РФ в 2000 году. В 1999 году объем взаимного товарооборота двух стран составил 7,0 млрд долл.
Для Белоруссии интеграция с РФ создает перспективу значительного расширения рынка сбыта товаров, которые благодаря своей относительной дешевизне и вполне приемлемому качеству нередко имеют конкурентные преимущества перед российскими товарами на внутреннем рынке РФ, а также облегчает доступ к российским энергоносителям, за счет которых удовлетворяется подавляющая часть потребностей республики в газе и нефтепродуктах. Белоруссия от этой интеграции также хочет получить приток российских инвестиций в свою экономику и ускорить решение своих хозяйственных проблем.
Для России интеграция с Белоруссией принесет следующие выгоды:
— полное снятие ограничений во взаимной торговле, которое обеспечит свободный доступ товаров на белорусский рынок, тем самым улучшив финансово-экономическое положение сотен предприятий РФ;
— обеспечение устойчивого сбыта в Белоруссию продукции российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и формирование в этой отрасли крупных совместных ТНК;
—сокращение затрат (при наличии кооперации с белорусскими предприятиями) на организацию производства в оборонной промышленности (доля поставок высококачественной продукции в оборонном заказе РФ из Белоруссии составляет 15%);
—проникновение российского капитала в Белоруссию путем создания ФПГ с участием обеих сторон;
—укрепление экономической безопасности России (установление эффективного контроля на внешних границах Белоруссии должно поставить барьер на
пути бесконтрольного вывоза и ввоза товаров в РФ через открытую российско-белорусскую границу);
— удобное географическое положение Белоруссии, через территорию которой идут основные сухопутные транзитные пути, связывающие Россию со странами Центральной и Западной Европы, два из пяти основных нефтепроводов из России на Запад, где тариф на транспортировку нефти на 20% ниже, чем по территории Украины. В целом, по оценкам экспертов, дееспособный российско-белорусский союз позволит Российской Федерации добиться 25% прироста в экономике за счет использования потенциала Белоруссии, а для Белоруссии ожидаемый прирост может составить более 40%. Союз с Белоруссией имеет для РФ не только экономическое, но и геополитическое и военно-стратегическое значение. В условиях фактического отсутствия границы между РФ и Белоруссией западная граница последней по существу является внешней границей России. Ее содержание (300 млн долл. в год) полностью обеспечивает Белоруссия, «разгружая» таким образом российский военный бюджет. Белоруссия — единственная постсоветская республика, на территории которой Россия не только сохранила стратегические объекты, обеспечивающие глобальную безопасность страны, но и продолжает их дополнительное развертывание.
В то же время нельзя не отметить, что в развитии российско-белорусской интеграции имеется ряд серьезных трудностей и нерешенных проблем, приводящих к потерям для России:
—полная отмена пошлин, налогов и сборов в торговле с Белоруссией перекрывает один из важных источников пополнения бюджета РФ;
—убытки от взаимопоставок всех товаров, включая энергоносители, по внутренним ценам страны-производителя;
—возможны потери в результате незаконного ввоза и вывоза алкоголя, табака и других подакцизных товаров вследствие несогласованной нормативной базы и отсутствия эффективного контроля на внешних границах;
— задолженность Белоруссии перед Россией за поставки энергоносителей, что неоднократно вынуждало Россию сокращать их поставку. В целом, указанные проблемы не являются непреодолимым препятствием на пути российско-белорусской интеграции и многое делается для их преодоления.
Процесс субрегиональной интеграции оказывает на СНГ в целом противоречивое воздействие. С одной стороны, формирование группировок, ориентированных на углубление экономического взаимодействия и развертывание интеграционных процессов между странами, наиболее подготовленными к этому, способно принести этим странам (и в ряде случаев уже приносит) весомые экономические выгоды.
По данным исследования, проведенного Центром изучения конъюнктуры цен и рынка, восстановление единого экономического пространства позволило бы странам СНГ без дополнительных инвестиций увеличить производство продукции базовых отраслей более, чем в 1,5 раза, дало бы возможность снизить суммарные затраты Содружества на производство электроэнергии на 20%, в металлургии — на 15%, в машиностроении —- почти на 25%. За счет улучшения координации внешнеэкономической деятельности стран СНГ появляется возможность улучшить суммарный торговый баланс Содружества на 15-20 млрд долл.
С другой стороны, «дробление» экономического пространства СНГ ставит под вопрос перспективы его развития, как целостной организации, учитывая, что Центрально-азиатский союз и особенно не оформленное еще окончательно объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии (ГУУАМ) усиливают центробежные тенденции в Содружестве, так как цель создания ГУУАМа — обеспечить совместные, идущие в обход России, транспортные коридоры и коммуникационные системы между Азией и Европой.
Еще одна перспективная форма инвестиционного сотрудничества — создание финансово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК). Только за последние пять лет было подписано 11 межправительственных соглашений по созданию ряда межгосударственных финансово-промышленных групп. Среди них «Интеррос», «Международные авиамоторы», «Ильюшин», «БелРусАвто», «Электронные технологии» и др.
Примером функционирования ТНК является образование при участий РАО «Газпром» международной компании «Итера», в которую входит более 120 предприятий России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии, а также Соединенных Штатов, Швейцарии и других государств. Эта компания наряду с экспортом газа начала работу по его добыче на территории России и других территориях.
Широкую сеть совместных предприятий и дочерних структур имеет компания «ЛУКойл» в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Литве, Украине, Ирландии, Израиле, Аргентине, Чехии и на Кипре.
В целом по Содружеству официально зарегистрированные межгосударственные и транснациональные ФПГ объединяют около 300 хозяйствующих субъектов различной формы собственности.
Приведенные примеры наглядно свидетельствуют также и о том, что расхождения в экономической базе, различные темпы реформирования экономики и формы собственности не являются непреодолимыми препятствиями.