Основы защиты деловой информации и сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую тайны

Закон РФ «О государственной тайне» - регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Органы государственной власти и должностные лица, определяющие перечень сведений, составляющих государственную тайну:

1. Палаты Федерального Собрания;

2. Президент РФ;

3. Правительство РФ;

4. органы государственной власти РФ;

5. органы государственной власти субъектов РФ;

6. органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий;

7. органы судебной власти.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну:

1. Сведения в военной области: стратегические и оперативные планы, планы строительства Вооруженных Сил РФ; вопросы, касающиеся ядерных боеприпасов; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения; данные по режимным и особо важным объектам.

2. Сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки РФ к военным действиям, об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; об объемах запасов, добычи, передачи, потребления стратегических видов полезных ископаемых, платины, металлов платиновой группы, природных алмазов РФ.

3. Сведения в области внешней политики и экономики, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничавших или сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи; о шифрах, о разработке, изготовлении шрифтов и обеспечении ими, о методах и средства анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности государства; о подготовке кадров, обеспечивающих мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Органы защиты государственной тайны:

1. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

2. Органы федеральной исполнительной власти. Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах (организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством РФ).

3. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны (обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции).

Коммерческая тайна – введение в законодательство этого понятиязафиксировало право собственника охранять свои интересы во взаимоотношениях с государством (федеральный закон «О коммерческой тайне»).

Право на отнесение информации к составляющей коммерческую тайну и способы получения такой информации:

1. Право на отнесение к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю таковой.

2. Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом.

3. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной НЕЗАКОННО, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации.

Сведения, которые НЕ МОГУТ составлять коммерческую тайну:

1. подтверждающие факт внесения записей о юридическом лице и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2. содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия;

4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;

5. о численности, о составе работников, о системе опалты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7. о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих правонарушений;

8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников;

10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: