Развитие медико-педагогического и филантропически-христианского направлений общественной помощи глубоко умственно отсталым в государствах Западной Европы в первой половине XIX в

В указанный период окончательно оформляются три основных направления помощи лицам с отклонениями в развитии:

- христианско-филантропическое (цель - призрение инвалидов; организационная форма - приюты, богадельни, дома призрения);

- медико-педагогическое (цель - лечение, воспитание и элементарное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии, организационная форма - специальные отделения при больницах, медико-педагогические учреждения);

- педагогическое (цель - образование детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, организационная форма - специальные классы, специальные школы, интернаты).

Каждая западноевропейская страна прошла свой путь развития указанных направлений, и в том числе создания национальной системы специального образования. Несмотря на ряд существенных отличий (законодательных, финансовых, кадровых, концептуальных, в т.ч. принципов комплектования, целей, содержания, методов, продолжительности обучения) все национальные системы специального образования складывались в Западной Европе в сопоставимые исторические сроки и были первоначально ориентированы на обучение трех категорий детей: в начале периода - глухих и слепых, позднее - умственно отсталых. Об этом свидетельствуют исторические факты

Революции - ХVI в. в Италии, Германии и Франции, ХVII в. в Англии, ХVIII в. во Франции - оказали огромное влияние на экономику, идеологию, культуру и нравы европейских стран. Для всех областей науки, культуры, общественной мысли это был период творческого подъема. Подобные эпохи рождают великих утопистов, в чьих умах возникают идеи, осуществить которые станет возможным лишь в отдаленном будущем. Но наряду с утопистами появляются великие творцы, достигающие цели своих исканий - человечество всегда ставит перед собой задачи, которые оно в состоянии решить.

Модель образования, изобретенная или заимствованная в другом обществе, для реализации которой в стране нет культурно-исторических и экономических предпосылок, в лучшем случае может существовать в единичном варианте как экспериментальная. Безусловно, перед глазами общества должны быть идеальные образцы образовательных учреждений как отдаленные стратегические цели, задающие ориентиры. Однако представляется нецелесообразным и неразумным при отсутствии адекватных культурно-исторических и социально-экономических предпосылок кардинально реорганизовывать систему образования.


15. Зарождение педагогического направления общественной помощи лицам с лёгкой формой умственной отсталости в первой половине XIX века в Западной Европе.

О кардинальном изменении отношения западноевропейских государств к правам лиц с отклонениями в развитии свидетельствуют нормативные акты о введении специального образования:

1817 Дания Акт об обязательном обучении глухих.

1842 Швеция Закон о начальном образовании, предусматривающий введение "минимального плана" для бедных детей и "детей с недостаточной способностью приобретать знания в пол-ном объеме, предлагаемом системой образования".

1873 Саксония Закон об обязательном обучении слепых, глухих, умственно отсталых.

1881 Норвегия Закон об обязательном обучении глухих.

1882 Норвегия Закон об обучении умственно отсталых.

1887 Швеция Новая редакция Закона о начальном образовании различает бедных и слабоумных де-тей.

1889 Швеция Закон об обязательном восьмилетнем обучении глухих.

1896 Швеция Закон об обязательном обучении слепых.

1893 Англия Закон о начальном образования глухих и слепых.

1899 Англия Закон об обучении умственно отсталых детей.

1900 Пруссия Закон об обязательном обучении глухих, слепых, умственно отсталых.

1913 Англия Закон о дальнейших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умственно дефективных лицах.

1914 Бельгия Закон об обязательном обучении инициирует открытие государственных школ для умственно отсталых.

1923 Италия Закон об обязательном начальном обучении глухонемых.

Интенсивное развитие вспомогательных классов и школ для умственно отсталых де-тей прямо связано с введением в западноевропейских странах закона о всеобщем начальном образовании. Начав учить всех без исключения детей, государство вынуждено было создавать параллельную образовательную систему для детей, которые не в состоянии усвоить образовательный стандарт в установленные сроки. Именно так умственно отсталые выделяются в особую категорию детей, нуждающихся в специальном обучении.


1. Социально-экономические предпосылки формирования нового отношения к «слабоумным» в странах Западной Европы во второй половине XIX в. (краткая характеристика трех направлений изучения «слабоумия»: анатомо-морфологического и этиологического, психолого-педагогического и социологического, психометрического).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: