Общая характеристика второго периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в странах Западной Европы (XII-XVIII вв.)

1198 - Открывается первый приют для взрослых слепых (Бавария). Возникает и получает распространение особый тип учреждения - светский приют, где инвалиды могут получить пищу и кров.

2-ая поло вина XII в. - Первый европейский закон, содержащий юридическое определение отличия сумасшествия от идиотии (Англия).

XIII в. Открываются первые психиатрические учреждения при монастырях

XV - XVI вв. Люди с грубыми физическими и психическими нарушениями становятся жертвами инквизи-ции, идет активное их преследование и уничтожение как еретиков. Аномальных людей церковь и общество воспринимают как "инакомыслящих" и "инаковыглядящих".

XV в. Опровергается мистическая природа глухоты (Р. Агрикола, Нидерланды).

XVI в. Отношение к людям с грубыми физическими и умственными недостатками со стороны идеоло-гов Реформации недоброжелательно и агрессивно (М. Лютер, Д. Кальвин, Германия).

1578 Первый документированный успех индивидуального обучения глухонемых (П. Понсе, Испа-ния).

1620 Опубликована первая книга по сурдопедагогике (Ж. Боннет, Испания).

1648 - 1654 Теоретически и практически доказана несостоятельность взглядов Гиппократа на природу глу-хоты и утверждений Аристотеля и Августина о необучаемости глухонемых (Дж. Бульвер, Анг-лия).

1662 В Англии проблема глухоты, обучения неслышащего речи ставится монархом как философ-ская. Королевское научное общество отвергает предложение Дж. Бульвера открыть школу для глухонемых, как нереальное и бесполезное.

1692 И. К. Амман публикует книгу «Говорящий глухой, или Способ, по которому рожденный глу-хим может научиться говорить».

1700 И. К. Амман публикует трактат «Исследование о даре слова» или «Диссертацию» о речи.

XVII в. Накапливается опыт индивидуального обучения глухонемых в Англии, Германии, Дании, Ис-пании, Италии, Нидерландах, Франции.

1770 Открывается первая школа для глухонемых детей (Делепе, Франция).

1784 Открывается первая школа для слепых детей (В. Гаюи, Франция).


6.Отношение медицины и юриспруденции к «слабоумным» в период высокого и позднего средневековья в государствах Западной Европы.

Попытки католического Рима сплотить европейские государства в единое христиан-ское сообщество не приводили к желаемым результатам, общество раздирали противоречия и разногласия, в нем царили насилие и ненависть. Напряженность общественной атмосферы усугубляли страх и ужас, вызванные эпидемиями, прокатившимися по континенту в XIII - XIV вв. Умами европейцев, охваченных тревогой и пессимизмом, овладела мысль о близком конце света, о приходе на землю воинства Антихриста, об усилении могущества Сатаны. Идея Апокалипсиса, поддерживаемая проповедниками, богословами, писателями, приобретала вселенские масштабы. В атмосфере всеобщего ожидания катастрофы в обществе усилились нетерпимость и подозрительность к окружающим. С конца XIII в. концепция Армагедона, всепроникающего Дьявола и социального хаоса, трансформируется в поддерживаемую римской курией идею ереси. Церковь начинает поиск еретиков и ведьм, а население по мере сил помогает ей

Первыми в поле зрения напуганных обывателей, естественно, попадали "инакомыслящие" и "инаковыглядящие" - сумасшедшие, эпилептики, истерики, глубоко умственно отсталые, глухонемые, люди с врожденными уродствами.

Борьба католической церкви с абсолютизмом, с европейскими монархами (за власть), с реформаторами (за чистоту веры) выводит на европейскую сцену судебно-полицейское учреждение для истребления ереси - инквизицию. Эпоха инквизиции оказалась периодом "повышенного общественного внимания" к душевнобольным, глухонемым и людям с выражен-ными интеллектуальными нарушениями. Кодекс инквизиции предполагал поощрение донос-чиков на еретиков и допускал, особенно в ХIII - ХV вв., уничтожение последних. Жертвой оговоров и судебных решений нередко оказывались умалишенные, глухонемые, люди с гру-быми физическими уродствами. Неприятие чужой необычности, неординарности, страх, брезгливость и агрессия большинства к "неполноценным" согражданам обрекали последних на преследование и уничтожение.

С момента благословения Папой Иннокентием VIII (1484) охоты на ведьм началось их тотальное истребление.

Блаженный Августин в V столетии отнес исцеление эпилепсии и помешательства к компетенции церкви, а глухонемых отлучил от нее.

Один из трактатов по экзорсизму (изгнанию дьявола) убеждал читателя в очевидной одержимости тех, кто притворяется сумасшедшим, глухонемым или слабоумным, другой считал явным признаком одержимости, трудно диагностируемые или не поддающиеся излечению болезни


7-8.Положение людей с интеллектуальной недостаточностью в эпоху инквизиции и во времена Реформации. Первая классификация душевнобольных Ф.Платтера.

ХVI век отмечен как время Реформации - антифеодального, антицерковного движения, зародившегося в Германии. Лютер и его последователи отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией, считая носителем истины Священное писание, и выступали за упразднение института духовенства. По мнению Лютера, между словом Божьим и верующим не нужен посредник, человек должен общаться с Богом не на латыни, а на родном языке.

Веикие идеологи Реформации Мартин Лютер (1483 - 1546) и Жан Кальвин (1509 - 1564), находясь в оппозиции к официальному Риму, в отношении к аномаль-ным людям исповедовали взгляды своих ярых врагов - инквизиторов. Они требовали уп-разднения католической церкви, феодальной эксплуатации и боролись за установление ра-венства, но слабоумных советовали сажать в тюрьмы или бросать в реки. Лютер считал, что умственно отсталый ребенок - это просто massa carnis (масса плоти, лишенная души). Кальвин же проповедовал, что умственно отсталые люди одержимы Сатаной

Платтер дает первую из известных психиатрам классификацию душевнобольных. Среди душевнобольных он выделяет четыре группы. В числе признаков, лежащих в основе классификации, Платтер указывает такие, которые характеризуют различные нарушения интеллекта, эмоций и физического состояния больного.

Среди выделяемых Платтером четырех групп душевных болезней особый интерес для олигофренопедагогики представляют первая и третья группы.

Первая группа именуется Платтером mentis imbecillitas. К ней он относит лиц с разными степенями нарушения интеллекта, памяти, воображения.

В третьей группе душевных болезней (mentis alienatio) Платтер выделяет форму врожденного помешательства — глупость. Дети этой категории плохо соображают.


9.Гуманистические тенденции в отношениях к «слабоумным» в эпоху Возрождения (идеи Я.А.Коменского).

Эпоха Возрождения вызвала противоречивые явления в общественной жизни, в идеологии, во взглядах на природу человека, на его психическую деятельность. С одной стороны, духовенство все настойчивей и бескомпромиссно насаждало религиозную схоластику, мистические, «демонологические» теории в понимании природы психических заболеваний и в связи с этим, как отмечалось выше, обострились репрессии в отношении душевнобольных и слабоумных, с другой — в эпоху Возрождения наблюдается усиление борьбы прогрессивных сил общества с религиозным невежеством, ханжеским аскетизмом, со схаластикой, возвеличивается человеческий разум, осуществляется пропаганда человеколюбия. Естественно, что в орбиту этих новых веяний попадают и слабоумные, т.е. та часть общества, которая в наибольшей мере испытывает на себе окружающую их несправедливость.

В эпоху Возрождения возникают, а затем все более развиваются гуманистические тенденции в отношении к слабоумным и другим аномальным лицам.

В это время лишенные разума люди начинают привлекать внимание философов, врачей, литераторов и педагогов. В литературе наблюдается определенный интерес и выражаются симпатии к лицам, которые хотя и лишены разума, но зато свободны от ненавистных религиозных догматов, схоластики и лицемерия.

Первым из представителей педагогики, высказавшим мысль о необходимости проявлять заботу о воспитании и обучении слабоумных, был знаменитый славянский педагог Ян Амос Коменский

Ян Амос Коменский был глубоко убежден в возможности дать образование всем аномальным детям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: