Социально-экономическое положение «слабоумных» на Руси в период с XII – по XVIII в

Впервые замысел о создании домов для душевнобольных осуществился лишь в царствование Екатерины II, издавшей в 1775 году «Указ об учреждении Приказов общественного призрения».

Этот указ сыграл положительную роль в дальнейшем развитии в России лечебных учреждений, благотворительных заведений и школ. Согласно указу в Россия создается ряд учреждений для призрения инвалидов, сирот, душевнобольных и других лиц, нуждавшихся в специальных домах. Приказу общественного призрения поручается попечение и надзор за народными школами, сиротскими домами, госпиталями и больницами, богадельнями, домами неизлечимых больных и сумасшедших, работными и смирительными домами. Указ определяет требования ко всем этим учреждениям.

Упомянутый указ официально узаконил эти учреждения. Однако для его реализации на практике в России делалось очень мало. В конце XVIII — начале XIX века было открыто лишь несколько домов для душевнобольных. В 1776 году был открыт дом для душевнобольных в Новгороде, в 1779 — при Обуховской больнице в Петербурге, в 1785 открылась Преображенская больница для душевнобольных в Москве.

Этот указ Екатерины II и первые больницы для душевнобольных имеют очень далекое отношение к вопросам призрения слабоумных. Дело в том, что указ не предусматривал открытия учреждений для слабоумных. В больницы же для душевнобольных слабоумных детей помещали редко.


25.Общая характеристика третьего периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в странах Западной Европы (конец XVIII в.- нач.XX в.).

Третий период - это время кардинального изменения отношения общества и государства к "неполноценному меньшинству", становления и утверждения нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными отклонениями в раз-витии, введения всеобщего начального обучения

1717 Попытка ввести всеобщее образование (Пруссия).

1745 Опыт индивидуального обучения глухонемых (Я. Р. Перейра, Франция).

1750-77 Реформы Иосифа Эммануила Португальского (борьба против иезуитов; основание школ; преобразование армии).

1756-88 Реформы Фридриха II “во имя порядка и правосудия в государстве” (установление свободы веро-исповедания, равенства всех перед законом, обязательного обучения) (Пруссия).

1757 Изгнание иезуитов из Португалии.

1759 - 78 Реформы Карла III Испанского (преобразование школ, освобождение их от власти монастырей).

1760 Открытие первой школы для глухонемых (Ш. М. Эпе, Франция).

1771 - 92 Реформы Густава II (улучшение судопроизводства; распространение просвещения) (Швеция).

1774 Упразднен Орден иезуитов (папа Климент XIV).

Указ о начальном всеобщем образовании (Австрия).

1777 Опубликованы “Практические указания как научить глухонемого говорить и писать” (И. Ф. Ар-нольди, Германия).

1778 Открыт первый Институт для глухих (С. Гейнике, Германия).

1779 Открыт Институт глухонемых (Австрия).

1780 - 90 Реформы Иосифа II (сокращение числа монастырей, подчинение церкви государству; отмена кре-постного состояния крестьян; равенство всех перед законом; распространение просвещения) (Ав-стро-Венгрия).

1784 Открыта первая школа для слепых (В. Гаюи, Франция).

1789 Парижская школа Ш. М. Эпе получает статус Национального Института глухих.

1789 - 94 Великая Французская революция; Декларация Конвента о правах человека. Реформы Националь-ного собрания; провозглашение равенства всех перед законом; отмена сословных привилегий; свобода совести, свобода слова; упразднение монастырей; ограничение королевской власти.

1791 Открыта первая британская школа для слепых.

1792 Открыт первый британский приют для глухих детей (В. Тьюк).

1800 Опубликован “Курс обучения глухонемого от рождения” (Р. А. Сикар, Франция).

1800 - 15 Реформы Наполеона I. Войны Франции с Австрией, Пруссией, Россией.

1803 Первая попытка обучения малоспособных учеников, открытие “добавочных” классов (Й. Т. Вайзе, Германия).

1806 Реформы в Пруссии (введение общей воинской повинности).

1814 - 82 Принятие законов о начальном всеобщем образовании (Дания 1814; Швеция - 1842; Норвегия - 1848; Италия - 1877; Великобритания - 1880; Франция - 1882).

1825 Открытие публичных больниц для душевнобольных (Великобритания).

1828 Открыто мужское отделение для идиотов при психиатрической лечебнице (Биссетр, Франция).

1831 Открыто женское отделение для идиотов при психиатрической больнице (Сальпетриер, Франция).

1833 Основан Парижский Ортофренический Институт - учреждение для слабоумных (Ф. Вуазен, Фран-ция).

1835 Открыт первый благотворительный приют для слабоумных (пастор Хальденванг, Германия).

1841 Открыта первая публичная частная школа для умственно отсталых (идиотов) в хосписе для неиз-лечимо больных (Э. Сеген, Франция).

1846 Открыт первый британский благотворительный приют (Уайт, Англия).

1850 Попытка совместного обучения глухонемых и слышащих (А. Бланше, Франция).

80-е гг. В Дании вводится дифференцированное обучение детей с нарушением слуха. Открываются школы:

90-е гг. В Германии завершено организационное оформление дифференцированной системы учреждений для разных категорий слабоумных:

- благотворительные приюты для глубоко отсталых (частные);

- лечебно-педагогические заведения для глубоко отсталых (частные и государственные);

- вспомогательные классы и школы для детей с легкими формами умственной отсталости (го-сударственные).

1990 На Парижском конгрессе психиатров Д. Бурневиль предлагает классификацию слабоумия.

В Швеции возникает общественное движение за создание классов для умственно отсталых.

1901 В Швеции открываются первые вспомогательные классы.

1915 Немецкий психиатр Эмиль Крапелин впервые предложил объединить все формы слабоумия в еди-ную группу под общим названием “задержка психического развития” и ввел термин “олигофрения”


10.Влияние идей Великой французской буржуазной революции на отношение общества к «слабоумным». Первые определения и первые классификации «слабоумия» (Ф. Пинель, Эскироль), первый опыт индивидуального воспитания и обучения (Ж.Итар).

Великая Французская революция (1789 - 1793) подвела итог предыдущему столетию и задала программу развития ХIХ века. Идеи французских материалистов и идеи революции, провозглашенные во время переворота, определили вектор последующего эволюционного развития социальной жизни в самых разных аспектах. В контексте нашего исследования особенно важно, что они привели к кардинальному пересмотру отношения к страждущим, заложили философские основы воспитания и обучения аномальных детей.

Выдающийся психиатр Филипп Пинель впервые снял цепи с душевнобольных во французских лечебницах Бисетре и Сальпетриере. Он совместно со своим учеником - Жаном Этьеном Домиником Эскиролем заложил основу новых подходов к лечению и воспитанию умственно отсталых детей.

Разрушил сомнения скептиков психиатр Жан Итар (1775 - 1838), главный врач Национального Института глухонемых в Париже. В споре Пинеля и Итара о том, можно ли выучить пойманного в лесу, одичавшего подростка, у которого Пинель диагностировал идиотию, верх одержал Итар. Он подтвердил диагноз, но не согласился с пессимистическим прогнозом о невозможности обучения мальчика-маугли. Врач не только добился значительных результатов в воспитании мальчика, но и продемонстрировал возможность обучения даже глубокого идиота. Опыт Итара был положен в основу всех систем воспитания и обучения слабоумных, возникавших в первой половине ХIХ века в странах Европы.

Воодушевленные успехами Итара, его соотечественники создают практические учреждения помощи: в 1828 г. при психиатрической лечебнице в Бесcетре, а в 1831 г. при больнице в Сальпетриере открываются отделения для идиотов. В 1833 г. доктор Ж. Вуазен основал самостоятельное учреждение для слабоумных в Париже - Ортофренический институт.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: