Становление научных основ олигофренопедагогики (Л. С. Выготский)

Основной порок в состоянии воспитания и обучения дефективных детей Л. С. Выготский видит в том, что педагоги и психологи рассматривают глухоту, слепоту, умственную отсталость только как дефекты физические и психические и не видят главного — их социальной сущности.

Л. С. Выготский считает задачей воспитания «вправить в жизнь» аномального ребенка, исправить социальный вывих, т. е. преодолеть те отклонения в поведении, которые определяют социальное лицо человека. Отрицая чисто биологический подход к пониманию сущности дефективности, Л. С. Выготский утверждает, что в каждом ненормальном ребенке имеется колоссальный резерв здоровых потенциалов.

Л.С. Выготский правильно считает физическую или психическую аномалию ребенка явлением не только биологическим, но и социальным, поскольку дефект оказывает влияние на всю личность аномального, ставит его в особое положение в окружающей социальной среде.

Эти теоретические позиции Л. С. Выготского в отношении понимания сущности дефекта и задач воспитания и обучения аномальных детей сыграли положительную роль в развитии советской дефектологии. Система воспитания и обучения аномальных освободилась от присущей ей ограниченности, от филантропически-призренческого духа и стала ставить более широкие образовательно-воспитательные задачи.

Л. С. Выготский сформулировал новые задачи специальной педагогики и специальной школы и основные теоретические предпосылки для перестройки всей работы в области аномального детства. Он видит задачу специальной педагогики в том, «чтобы связать педагогику дефективного детства (сурдо-олиго-тифлопедагогику и т. п.) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать педагогику дефективного детства с педагогикой детства нормального».

Особая роль Л.С. Выготского заключается в введении понятия «ближайшая зона развития» - т.е. то, что ребенок еще не умеет, но может научиться делать.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: