Великий шелковый путь на тер-рии Каз-на: направление, торгове и культурные свяи

В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. Вели́кий шёлковый путь — в древности и Средние века караванная дорога, связывающая Восточную Азию со Средиземноморьем. В основном по этому пути транспортировался шёлк из Китая, с чем и связано его название. Великий Шелковый путь — трансконтинен-тальный путь древности и средневековье между Востоком и Западом, начала функционировать как регулярная торговая и дипломатическая артерия с середины II в.до.н.э. и существовал вплоть до XIV века до открытия морских путей.

Во II-V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинался в Чаньани - древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Тянь-Шаня к западной окраине Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля - через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию, Индию и Средиземноморье - это так называемый "Южный путь". "Северный путь" шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадан в Сирию.

В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье. В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.

Существовали отдельные участки Великого Шелкового пути: •«Лазуритовый путь» - соединял Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией. •«Нефритовый путь» - связывал Восточный Туркестан с Китаем. •«Степной путь» (сер. I тыс. до н.э.) - из Причерноморье к берегам Дона, затем в земли сарматов в Южное Приуралье, дальше в страну аргиппиев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан (Сведение Геродота).

в VI-VIII вв. основной была трасса Сирия - Иран - Средняя Азия - Южный Казахстан - Таласская долина - Чуйская долина - Иссык-Кульская котловина - Восточный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи - Мангышлак - Приаралье - Южный Казахстан. В IX-XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в XIII-XIV вв. вновь оживляется. Политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми.

В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Основные причины: I. В Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию; 2.Дорога через Фергану в VII в. стало опасной I из-за междоусобиц местных правителей; 3.Богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров. 4.Основное число посольских и торговых у караванов в VII-XIV вв. шло здесь.

Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н. э. - первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из Сасанидского Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формируются городские центры, предтечей которых явились земледельческие поселения, окруженные стенами с башнями.

Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

29. Тюркская письменная литература. Анализ основных произведений Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари.

В средние века в период государства Караханидов жили и творили создатели крупнейших памятников тюркского языка и литературы Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгарский.

Юсуф родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году. Ему принадлежит написанная в 1069-1070 годах поэма «Кудатгу Билиг»(«Наука быть счастливым» или «Благодатное знание») - памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахста­на и Средней Азии. Эта книга является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков,политическом трактатом с философским осмыслением мировоззренческих проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе. Поэма написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук Богра -хана. Общий объем произведения - 85 глав из 13 тыс. двустиший. «Благодатное знание» является является этико- моралистическим трататом с глубоким философско- дидактическим смыслом. В нем изложены нормы идеального по мнению автора, общества, правила поведения людей различных сословий, взаимоотношений между правящими и управляемыми. Основной принцип, на который должен основывыться «счастливый» и «праведный» правитель – это соблюдение закона в союзе с разумом и счастьем праведной жизни.

Автором сочинений о языке, фольклоре, этнографии тюркских племён является Махмуд Кашагари. (1029- 1101).Его книга «Диван луга тат- тюрк» («Словарь тюркских наречий»)- тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах, энциклопедия тюркских народов, о истории быта, нравов и языка, боль­шой вклад в историю языкознания. В ней собран и обобщен историко- культурный, этнографический и лингвистический материал. здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора- песни,эпосы, предания, легенда, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.На самом деле словарь Кашгарского является бесценным и порой единственным источником информации о жизни тюрков в средние века: о предметах их материальной культуры – одежде, обуви, головных уборах, жилище, домашней утвари, инструментах, тканях, украшениях,оружии, доспехах и др; об этнонимах и тононимах, родоплеменном делении, о терминах родства и свойства, о титулах и названиях различных должностых лиц, названиях пищи,питья, о животных и птицах,о растениях и злаках, об астрологических терминах, о народном календаре, о городах, о металлах и минералах, о детских играх и забавах и т п. Этот боль­шой трехтомный труд содержит богатый факти­ческий материал о жизни тюрков XI в.: о пред­метах материальной культуры, об этнонимах и топонимах, родоплсменном делении, о терми­нах родства, о титулах и наименованиях раз­личных должностных лиц, названиях пищи, о терминах животноводства, о растениях и зла­ках, об астрономии, о народном календаре, названиях месяцев и дней, о географической терминологии, о городах, названиях болезни и лекарств, о металлах и минералах, о военной, спортивной и административной терминологии, о детских играх и забавах и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: