Изучение курса завершается экзаменом. Экзамен является одной из форм итогового контроля знаний и навыков, полученных на лекциях, семинарских (практических) занятиях и в процессе самостоятельной работы. Содействуя решению главной задачи высшего профессионального образования – подготовке квалифицированного специалиста, экзамены выполняют следующие функции.
Обучающая функция реализуется в процессе подготовки к экзамену. В этот период студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые, совокупность которых позволяет им создать целостное представление о предмете.
Оценивающая функция реализуется в процессе проведения экзамена. Ответы студентов на контрольные вопросы экзамена позволяют экзаменационной комиссии (преподавателю) определить качество изучения пройденного материала и оценить степень усвоения учебной программы.
Воспитательная функция состоит в том, что экзамен стимулирует у студентов трудолюбие, взыскательное отношение к уровню своей подготовки, ответственность за выполнение учебной программы, развивает чувство справедливости, уважения к науке, педагогическому труду преподавателей и другие деловые и моральные качества, необходимые для выпускника вуза.
|
|
Подготовка студентов к экзамену включает три стадии:
самостоятельная работа в течение учебного года (семестра);
непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену;
подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билете.
На непосредственную подготовку к экзамену студенту необходимо отводить не менее трёх дней (к зачету – один-два дня). Ее целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти.
Предложенная методика непосредственной подготовки к экзамену может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
|
|
Литература для подготовки к экзамену обычно рекомендуется преподавателем. Она также может быть указана в программе курса и учебно-методических пособиях.
Однозначно сказать, каким именно учебником нужно пользоваться для подготовки к экзамену, нельзя, потому что учебники пишутся разными авторами, представляющими свою, иногда отличную от других, точку зрения по различным научным проблемам. Поэтому для полноты учебной информации и её сравнения лучше использовать не менее двух учебников (учебных пособий). Студент сам вправе придерживаться любой из представленных в учебниках точек зрения по спорной проблеме (в том числе отличной от позиции преподавателя), но при условии достаточной научной аргументации.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций. Учебный материал в лекции даётся в систематизированном виде, основные его положения детализируются, подкрепляются современными фактами и нормативной информацией, которые в силу новизны, возможно, еще не вошли в опубликованные печатные источники. Правильно составленный конспект лекций содержит тот оптимальный объём информации, на основе которого студент сможет представить себе весь учебный материал.
Следует точно запоминать термины и категории, поскольку в их определениях содержатся признаки, позволяющие уяснить их сущность и отличить эти понятия от других.
В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания категорий и реальных юридических проблем. А это достигается не простым заучиванием, а усвоением прочных, систематизированных знаний, аналитическим мышлением. Следовательно, непосредственная подготовка к экзамену должна в разумных пропорциях сочетать и запоминание, и понимание программного материала.
В этот период полезным может быть общение студентов с преподавателями по дисциплине на групповых и индивидуальных консультациях.
К экзамену допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы, в том числе по рубежному контролю.
Экзамен, как правило, проводится по билетам, каждый из которых содержит два вопроса. Содержание билетов охватывает весь пройденный материал. Предварительное ознакомление студентов с экзаменационными билетами запрещается. По окончании ответа лица, принимающие экзамен, могут задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. При необходимости могут рассматриваться дополнительные вопросы, решаться задачи-казусы.
На подготовку к ответу студенту на экзамене обычно дается 30 мин. с момента получения им билета. На зачёте это время может быть сокращено. Поэтому подготовка к ответу на экзамене требует мобилизации как интеллектуального, так и морально-психологического потенциала студента. Внутренняя сосредоточенность, собранность (но не скованность и настороженность) способствуют подготовке обстоятельных ответов в отведенное время. Наиболее распространенными недостатками являются неумение правильно распределять время на подготовку ответов на вопросы, отсутствие четкой структуры ответа и логической последовательности изложения материала. Чтобы избежать подобных недостатков, рекомендуется: уяснить содержание каждого вопроса; начинать подготовку с ответов на наиболее простые вопросы, а затем переходить к более сложным; сначала составить план ответа на каждый из вопросов, а затем оставшееся время использовать для подготовки развернутых ответов (не обязательно записывать полный текст, достаточно разместить в логической последовательности основные понятия, термины, категории).
|
|
Студенты могут составлять и более полные, и более сжатые планы ответов, однако они всегда должны включать следующие составные части:
вступление (определение места изучаемого вопроса в учебной дисциплине);
основная часть (раскрытие сущности вопроса);
заключение (краткий вывод по вопросу).
Положительным также будет стремление студента изложить различные точки зрения на рассматриваемую проблему, выразить свое отношение к ней, применить теоретические знания для анализа современного правового процесса.
При подготовке ответа студентам рекомендуется применять программу курса, которая обязательно лежит на столе экзаменующегося. Поэтому следует научиться максимально использовать тот информационный минимум, те сведения, которые в ней содержатся.