Подготовка и сдача экзамена

Изучение курса завершается экзаменом. Экзамен является одной из форм итого­вого контроля знаний и навыков, полу­ченных на лекциях, семинарских (практических) занятиях и в про­цессе самостоятельной работы. Содействуя решению главной задачи высшего профессионального образования – подготовке квалифици­рованного специалиста, экзамены выполняют следующие функции.

Обучающая функция реализуется в процессе подготовки к экзаме­ну. В этот период студенты вновь об­ращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые, совокупность которых позволяет им создать целостное представление о предмете.

Оценивающая функция реализуется в процессе проведения экзаме­на. Ответы студентов на контрольные вопросы экзамена позволяют экзаменационной комиссии (преподавателю) опреде­лить качество изучения пройденного материала и оценить степень ус­воения учебной программы.

Воспитательная функция состоит в том, что экзамен стиму­лирует у студентов трудолюбие, взыскательное отношение к уровню своей подготовки, ответственность за выполнение учебной програм­мы, развивает чувство справедливости, уважения к науке, педагогиче­скому труду преподавателей и другие деловые и моральные качества, необходимые для выпускника вуза.

Подготовка студентов к экзамену включает три стадии:

самостоятельная работа в течение учебного года (семестра);

непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену;

подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билете.

На непосредственную подготовку к экзамену студенту необходимо отводить не менее трёх дней (к зачету – один-два дня). Ее целесооб­разно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источ­ников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзаме­ну, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту ра­боту целесообразно отвести большую часть времени. Следующим эта­пом является самоконтроль знания изученного материала, который за­ключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы жела­тельно записать, так как в процессе записи включаются дополнитель­ные моторные ресурсы памяти.

Предложенная методика непосредственной подготовки к экзамену может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочно­сти своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

Литература для подготовки к экзамену обычно рекоменду­ется преподавателем. Она также может быть указана в программе кур­са и учебно-методических пособиях.

Однозначно сказать, каким именно учебником нужно пользоваться для подготовки к экзамену, нельзя, потому что учебники пи­шутся разными авторами, представляющими свою, иногда отличную от других, точку зрения по различным научным проблемам. Поэтому для полноты учебной информации и её сравнения лучше использовать не менее двух учебников (учебных пособий). Студент сам вправе при­держиваться любой из представленных в учебниках точек зрения по спорной проблеме (в том числе отличной от позиции преподавателя), но при условии достаточной научной аргументации.

Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций. Учебный материал в лекции даётся в систематизиро­ванном виде, основные его положения детализируются, подкрепляют­ся современными фактами и нормативной информацией, которые в силу новизны, возможно, еще не вошли в опубликованные печатные источники. Правильно составленный конспект лекций содержит тот оптимальный объём информации, на основе которого студент сможет представить себе весь учебный материал.

Следует точно запоминать термины и категории, поскольку в их определениях содержатся признаки, позволяющие уяснить их сущ­ность и отличить эти понятия от других.

В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо об­ращать внимание не только на уровень запоминания, но и на сте­пень понимания категорий и реальных юридических проблем. А это достигается не простым заучиванием, а усвоением прочных, систематизированных знаний, аналитическим мышлением. Следовательно, непосредственная подготовка к экзамену должна в разумных пропорциях сочетать и запоминание, и понимание программного мате­риала.

В этот период полезным может быть общение студентов с препода­вателями по дисциплине на групповых и индивидуальных консульта­циях.

К экзамену допускаются студенты, выполнившие все тре­бования учебной программы, в том числе по рубежному контролю.

Экзамен, как правило, проводится по билетам, каждый из которых содержит два вопроса. Содержание билетов охватывает весь прой­денный материал. Предварительное ознакомление студентов с экзаменационными билетами запрещается. По окончании ответа лица, при­нимающие экзамен, могут задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. При необходимости могут рассматриваться дополнительные вопросы, решаться задачи-казусы.

На подготовку к ответу студенту на экзамене обычно дается 30 мин. с момента получения им билета. На зачёте это время может быть сокращено. Поэтому подготовка к ответу на экзамене тре­бует мобилизации как интеллектуального, так и морально-психологиче­ского потенциала студента. Внутренняя сосредоточенность, собран­ность (но не скованность и настороженность) способствуют подготовке обстоятельных ответов в отведенное время. Наиболее распространенны­ми недостатками являются неумение правильно распределять время на подготовку ответов на вопросы, отсутствие четкой структуры ответа и логической последовательности изложения материала. Чтобы избежать подобных недостатков, рекомендуется: уяснить содержание каждого вопроса; начинать подготовку с ответов на наиболее простые вопросы, а затем переходить к более сложным; сначала составить план ответа на каждый из вопросов, а затем оставшееся время использовать для под­готовки развернутых ответов (не обязательно записывать полный текст, достаточно разместить в логической последовательности основ­ные понятия, термины, категории).

Студенты могут составлять и более полные, и более сжатые планы ответов, однако они всегда должны включать следующие составные части:

вступление (определение места изучаемого вопроса в учебной дисциплине);

основная часть (раскрытие сущности вопроса);

заключение (краткий вывод по вопросу).

Положительным также будет стремление студента изложить раз­личные точки зрения на рассматриваемую проблему, выразить свое отношение к ней, применить теоретические знания для анализа совре­менного правового процесса.

При подготовке ответа студентам рекомендуется применять про­грамму курса, которая обязательно лежит на столе экзаменующегося. Поэтому следует научиться максимально использовать тот информационный минимум, те сведения, которые в ней со­держатся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: