II. Факторы ШД

Причины и факторы школьной дезадаптации.

Цель: изучить причины и факторы школьной дезадаптации, пути и способы коррекционной деятельности.

I. Причины ШД.

? Условно все причины ШД можно подразделить на несколько групп: медицинские, социальные, психологические, педагогические. Вам предлагается перечень некоторых причин ШД. Их нужно разделить по группам. В результате должна появиться такая таблица:

ПРИЧИНЫ ШД

Медицинские Социальные Психологические Педагогические

Перечень причин ШД:

- Однообразие позы детей во время уч. процесса;

- Общее психическое недоразвитие;

- Ограниченное, однообразное пространство, мешающее развитию чувственного восприятия;

- Неврозы и невротические реакции (Ведущей причиной неврозов м.б. постоянные психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильное воспитание, трудности в отношениях с педагогом и одноклассниками. Важным предрасполагающим фактором м.б. мнительность, склонность к страхам);

- Авторитарный стиль пед. общения, не позволяющий раскрыться ребёнку, чувствовать себя свободно, давлеющий на психику;

- Неприятие в среде сверстников; Интенсивность уч. процесса, вызывающая излишнее напряжение и нагрузки;

- Психосоматические нарушения;

- Несоответствие уч. программ и технологий функциональным и возрастным особенностям учащихся;

- Эмоциональная депривация;

- Семейная депривация;

- Некомпетентность и невнимание учителей к вопросам охраны здоровья детей;

- Проблемы здоровья;

- Социально-педагогическая запущенность;

- ММД (минимальные мозговые дисфункции). Характеризуются незрелостью отдельных психических функций и их дисгармоничным развитием. Каждая из них участвует в психических процессах. ММД не являются патологией. Но они могут вызывать проблемы в поведении, речи, памяти, восприятии и других видах психической деятельности. Чаще всего это задержка темпов развития психической деятельности. ММД проявляются в дисграфии, дислексии, дискалькулии, нарушении в развитии устной речи. У таких детей может быть дефицит внимания, повышенная отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность поведения, проблемы во взаимоотношениях.

? Каких причин ШД, на ваш взгляд, могло быть больше. Почему?

II. Факторы ШД.

? Многими исследователями КП была предпринята попытка выделить ведущие факторы ШД. Запишите их себе и главный вывод по тексту.

Пагубное влияние традиционной системы обучения (Гербарта), которая предполагает жёсткую дисциплину, строгое соблюдение правил поведения, жёсткую регламентацию времени в процессе обучения, передачу готовых знаний, ведущую роль учителя. Всё это создаёт напряжённую и в эмоциональном, и в познавательном, и в физическом смысле обстановку, вызывающую различные невротические реакции. (В.Ф. Базарный).

Марьяна Михайловна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО в числе негативных факторов выделяет:

- стрессовую тактику авторитарной педагогики,

- интенсификацию учебного процесса,

- большой объём учебных нагрузок.

Психолог Овчарова обращает внимание на неблагоприятное воздействие на учащихся школьной микросреды.

Она выделяет такие ситуации, вызывающие ШД, как «взаимное безразличие», «односторонняя симпатия», «взаимная агрессия», «подавление активности» и др.

Дезадаптирующее влияние также оказывают факторы, связанные с нерациональной организацией образовательного процесса.

Создавая равные для всех условия (единый режим, единые требования, единые программы) школа изначально исключает возможность личностно ориентированного подхода, а значит, создаёт все предпосылки для появления ШД. В первую очередь это относится к детям группы риска.

Пед. факторы ШД детей группы риска:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: