Организационные условия проведения занятий

Методы отслеживания эффективности программы, данные об апробации программы.

Программа апробирована в МОУ СОШ № 99 в течение двух лет. В 2004-2005 учебном году занятия по программе проводились с группой учащихся 7-ых классов. Результаты диагностики по "Методике диагностики показателей и форм агрессии" А. Басса и А. Дарки показали, что у всех детей повышены индексы агрессивности и враждебности. Большие баллы выявлены по вербальной и косвенной агрессии. Дети негативно относятся к окружающим, подозрительны. Цифровые данные по диагностике показаны в таблице 1.
Таблица 1 Результаты диагностики учащихся по методике Басса-Дарки.

Вид агрессии баллы Индекс агрессивности - 97 Индекс враждебности - 68
физическая  
вербальная  
косвенная  
негативизм  
раздражение  
подозрительность  
обида  
чувство вины  

Анализ результатов ретестирования показал, что произошло снижение показателей агрессии. Особенно снизились показатели подозрительности и обиды, снизился индекс враждебности. Цифровые данные показаны в таблице 2.

Таблица 2. Результаты ретестирования учащихся 7-ых классов по методике Басса-Дарки.

Вид агрессии баллы Индекс агрессивности - 84 Индекс враждебности - 49
физическая  
вербальная  
косвенная  
негативизм  
раздражение  
подозрительность  
обида  
чувство вины  

Эти данные подкрепляются данными наблюдений и мнениями педагогов, работающих с данными детьми

Организационные условия проведения занятий

Программа предназначена для работы с подростками с 10 до 15 лет; оптимальная численность группы –10-12 человек; продолжительность занятий- 40 минут. Периодичность занятий определяется самим психологом, но не реже одного раза в неделю.
Программа рассчитана на 10 занятий (одна учебная четверть).

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки.
Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).
Перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методике Басса – Дарки (возможно использование других методик, с которыми работает психолог). Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.

7. Учебно - тематический план занятий

№ п/п Тема Содержание Кол-во часов Формы работы Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение
  Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния Упражнение "Прогноз погоды" 1 час Групповая работа Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки
  "Проблемы — на передний план" - правило взаимодействия в команде. Упражнение "Камушек в ботинке" 1 час Групповая работа Бумага, карандаши.
  Работа с гневом и обидами Упражнение "Спустить пар" и, или "Шутливое письмо" 1 час Групповая работа Бумага, карандаши, корзина для бумаг
  Агрессия может быть конструктивной Игра "Датский бокс" 1 час Групповая работа Изоматериалы.
  Что такое "Агрессивное поведение" Упражнение "Агрессивное поведение 1 час Групповая работа Бумага, карандаши.
  Снимаем напряжение Упражнение "Безмолвный крик" 1 час Групповая работа Изоматериалы.
  Положительное лидерство Упражнение "Король" 1 час Групповая работа
  Формирование навыков отреагирования эмоций Упражнение "Любовь и злость 1 час Групповая работа
  Умение распознавать эмоциональное состояние Упражнение "Пиктограммы" 1 час Групповая работа Бумага, карандаши, пиктограммы "Эмоции" (см. Приложение)
  Конструктивные способы разрешения конфликта. Упражнение "Ковер мира" 1 час Групповая работа Кусок пледа или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т.п.

Список литературы.

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.

2. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.

3. Панченко С. Межзвездный скиталец. Психологическая игра для учащихся 6-7 классов.// Школьный психолог №16, 2003.

4. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с

5. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384с.

7. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2001.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.

9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.

10. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Ведущую цель психологической коррекции агрессивного поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений.

На формирование поведения подростка влияние оказывает окружение, в котором формируется личность. Это и условия семейного воспитания и взаимоотношения с педагогами. Следовательно, на повышение эффективности психокоррекционной работы позитивно влияет, если в процесс ресоциализации подростков включаются родители и педагоги. Поэтому с самого начала, параллельно, начинаем работу с семьей и педагогическим коллективом. Коррекционно-развивающая работа проводится интенсивным блоком, одновременно с проведением консультаций с педагогами и родителями, что, на наш взгляд, существенно повышает ее эффективность.

Цель коррекционной программы. Снижение уровня агрессивности девиантных подростков, через объединение усилий педагогов, родителей и педагогов-психологов в профилактике и коррекции агрессивности подростков.

Первым и последующими шагами к этому является изменение отношений между учителями и подростками, между подростками и родителями, родителями и учителями. Средством такого изменения были выбраны тренинговые занятия для подростков, цикл семинарских занятий для родителей и педагогов, направленные на совершенствование умений адекватного поведения и реагирования на агрессивное поведение подростков.

Задачи коррекционной программы:

– снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе у подростков за счет развития толерантности и способности к эмпатии, осознания собственной индивидуальности.

– переосмысление роли и позиции учителя, родителя и подростка;

– выработка взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

– формирование готовности у всех субъектов образовательного процесса обсуждать с подростками все спорные и конфликтные ситуации в школе и семье;

Описание программы.

На формирование поведения подростка влияние оказывает окружение, в котором формируется личность. Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности и способы поведения подростков укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с "трудными" детьми. Многие педагоги позволяют себе агрессивные выпады в адрес подростков, унижение личностного достоинства в ответ на асоциальное поведение ребенка, чем усугубляют ситуацию: обоюдная конфронтация, непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь вызывает вербальную и косвенную агрессию учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников. Следовательно, для повышения эффективности психокоррекционной работы необходимо включить в процесс ресоциализации подростков родителей и педагогов. Поэтому в нашей программе выделяются три блока:

1. Работа с подростками.

2. Работа с родителями.

3. Работа с педагогами

В каждом блоке выделяются три этапа:

1. Просветительско-ориентировочный.

2. Основной

3. Заключительный.

В таблице схему нашей деятельности можно показать так:

Этап Работа с подростками Работа с родителями Работа с педагогами.
Просветительско-ориентировочный. 1 лекционное занятие (1 час), 1 индивидуальное (25 мин). 1 семинар (1 час) 1 семинар(1 час)
Основной 8 групповых занятий (по 45 минут) 2 семинара (по1 часу) 2 семинара(по 1 часу)
Заключительный. 2 групповых занятия (по 45 минут) 1 семинар(1 час) 1 семинар совместно с детьми. (1 час)

Лекционное занятие с подростками необходимо для осмысления ими, того факта, что агрессия бывает не только физической и что некоторые особенности их общения являются проявлениями агрессивности. Индивидуальные занятия с каждым участником необходимо провести для установления доверительных отношений с тренером (агрессивные подростки не склонны сразу доверять людям). А поскольку участники тренинговой группы из одной и могут хорошо знать друг друга до начала занятий, то существует опасность консолидации агрессивных подростков в группе. Поэтому необходимо сначала составить “терапевтический” договор, и получить согласие и готовность участника работать в группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: