ПРОБЛЕМ
Применительно к явлению, которое получило название "кризис высшей школы в России" считаем возможным выделить две группы проблем: концептуальных, а также институциональных.
Концептуальные проблемы можно представить в виде трех блоков.
1. Системный кризис, как проблема отсутствия (наличия) упреждающей информации о характере и направлении изменений в самом российском обществе. Речь идет о главной цели, о потребностях формирующегося общества. Эта проблема прежде всего ощущается преподавателями и организаторами высшей школы: какие нужны дисциплины, какие профессии, каково соотношение между фундаментальными и прикладными знаниями.
2. Кризис ресурсов. Речь идет о резком сокращении бюджетного финансирования. Появилась потребность в педагогах-реформаторах, способных создать новые стандарты образования. Определилась потребность и в вузовских организаторах, менеджерах и финансистах, которые способны создать систему негосударственной материальной поддержки высшего образования.
3. По существу, обозначилась проблема - необходимость смены всей вузовской элиты, без утраты интеллектуального потенциала преподавателей и ученых. Сложность проблемы в следующем: консолидированная, организованная элита (ректорат корпус) получила большие полномочия по распоряжению имуществом вузов, а государство по существу утратило контроль над имуществом вузов. Таким образом, речь идет о новой концептуальной проблеме - кризисе власти.
Институциональные проблемы можно представить в последовательности четырех блоков.
1. Преподаватели, организаторы высшего образования осуществили переход к обучению новым специальностям широкого профиля на основе универсализации, что обеспечивает для будущего их переподготовку, смену специальности и т.д.
2. Сложилась конкуренция на рынке образовательных услуг: негосударственные и западные вузы перехватывают лучших преподавателей, студентов, аспирантов, исследователей.
3. Существенно изменилось отношение общества к ценности и необходимости высшего образования.
4. Обозначился процесс формирования новой модели отношения государства и вуза. По существу трансформируется система управления высшей школой.