Макроэкономические и политические факторы

Российская высшая школа в ходе своей многолетней истории внесла огромный вклад в развитие отечества, превратилась в неотъемлемый органический фактор жизнедеятельности страны. Своим положением великой мировой державы Россия во многом обязана достижениям ее научно-педагогических кадров.

Действие в прошлом административно-командной системы имело двоякое влияние на отечественную высшую школу. С одной стороны, в результате борьбы за стратегические интересы и рост обороноспособности в стране сформировалась обширная сеть образовательных и научно-исследовательских организаций фундаментального и прикладного характера. Возникли и получили развитие многие ведущие научные школы, в том числе в вузах сложился сравнительно высокий уровень престижности педагогического и образовательного труда и его бюджетного финансирования. В результате - по многим направлениям отечественная высшая школа и вузовская наука занимала передовые позиции в мире.

С другой стороны, во многом идеологизированная, волюнтаристская, технократическая, милитаризированная и закрытая политика в отношении отечественного образования, неоправданное ограничение прав интеллектуальной собственности привели к серьезным деформациям материально-технической, кадровой и мотивационной составляющей педагогического потенциала, резкому снижению уровня его использования в интересах прогрессивного развития страны.

В итоге высшая школа уже не могла должным образом оценивать реальные потребности общества, что деформировало образовательный потенциал, систему оценок и критериев педагогической деятельности, привело к общему резкому снижению ее эффективности.

Российские реформы 90-х годов обнажили недостатки организации отечественной высшей школы и в то же время отодвинули ее проблемы на задний план, привели к резкому снижению ее финансирования, престижа в обществе, кадрового обновления. Высшая школа была приравнена к так называемым "иным статьям экономии бюджета". В результате с 1991 г. реальное финансирование образовательной сферы сократилось в среднем в 15 раз. Вдвое сократился кадровый потенциал высшей школы. Поддержка высшей школы обществом и государством ослабла, а инновационные потребности в ней национального производства и бизнеса пока крайне малы.

Но есть причины кризиса в высшей школе и другого рода. Они связаны с тем, что государственный аппарат оказался не готовым к рыночной адаптации высшей школы, ее селективному реформированию в целях сохранения лучшего, наиболее продуктивного образовательного потенциала.

Вместе с тем, на нынешнем этапе реформ, когда расширяются свобода образовательного творчества, возможности обмена информацией, международного сотрудничества появились пусть небольшие признаки стабилизации экономики, положение российской высшей школы, ее взаимоотношение с обществом и государством может и должно начать качественно изменяться.

Мы считаем, что в повестке дня сегодня - разработка и реализация политического курса на превращение отечественной высшей школы в действенный национальный ресурс обновления и развития России, укрепления и наращивания ее интеллектуального, экономического и силового потенциала, обеспечения духовного и физического здоровья народа, роста качества жизни россиян, их безопасности и защищенности от негативных природных и антропогенных факторов. В основе этого курса - объективная и все более очевидная ныне для общества и государства необходимость сохранения экономической и технологической независимости страны, модернизации ее производственной базы, упорной и длительной конкурентной борьбы российских товаров и технологии на внешнем рынке, сдерживания политического и силового давления извне.

В этих условиях национальный образовательный потенциал будет во многом определять место новой России в мировом сообществе, возможности решения ее актуальных внутренних проблем. На новом судьбоносном историческом этапе развития России, на рубеже тысячелетия российская высшая школа может и должна стать не только важнейшим национальным ресурсом обновления, но и столь же значимым политическим ресурсом государства в его внешней и внутренней политике.

Данный статус отечественной высшей школы, требующий обеспечить ее соответствие уровню образовательного прогресса, определяется геополитическим положением России, глобальным значением запасов ее природных ресурсов, потребностями и традициями духовного развития народа. Нельзя не учитывать и то, что российская высшая школа всегда была и должна быть источником и самой материей народного образования, его кровеносной системой. Свертывание или торможение ее развития ведет к подрыву качества образования, особенно высшего, снижению уровня кадрового сопровождения высшей школы, падению статуса и роли образования в системе социально-политических институтов общества и государства, а тем самым к снижению культурно-образовательного потенциала страны, ее независимости, престижа и роли в мировом сообществе.

Именно поэтому приоритетное внимание государства к высшей школе, ее полноценная бюджетная поддержка, в том числе и вузовских научных фундаментальных исследованиях - в жизненных интересах нынешних и будущих поколений россиян. Новые технологии образования, обеспечивающие рост уровня экономического развития, национальной безопасности и качества жизни - это всегда следствие достижений передовой творческой мысли, результат фундаментального поиска ученых. Высшая школа нужна народу, страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в отсталую страну.

Однако для того, чтобы результаты этого поиска обеспечивали постоянный рост благосостояния россиян, образовательная политика России должна разрабатываться и проводиться в единстве с активной инновационной политикой страны, с развитием образовательного предпринимательства. В создании конкурентоспособной инновационной инфраструктуры России - технопарков, инновационных центров и др. важная роль принадлежит отечественной высшей школе. Вузовская высшая школа здесь даже оказалась национальным лидером.

Декларируя данные положения и общий национально-государственный курс России в высшей школе, следует иметь в виду, что реальный общественный статус отечественной высшей школы в обновляющейся России явится результатом взаимодействия двух основных групп современных политических установок. В соответствии с первой из них, идущей главным образом от образовательного сообщества, отечественная высшая школа должна рассматриваться как национальное богатство, входить в число макроэкономических приоритетов, объектов первостепенной поддержки со стороны общества, государства и национального капитала для скорейшего преодоления здесь кризисных явлений, стабилизации положения, создания необходимых условий работы преподавателей.

В соответствии с другой группой установок, идущих главным образом от общества и государства, отечественная высшая школа для обретения приоритетного статуса в новой России должна пройти свой путь реформ, взяв на себя целый ряд серьезных назревших преобразований в образовательной сфере, а также разработку конструктивных, увязанных с реалиями и традициями России, предложений и программ по ее обновлению и развитию.

Таким образом, реальная дилемма политики высшей школы современной России состоит в том, что эта политика может органически соединять установку образовательного сообщества на приоритетность поддержки отечественной высшей школы с установкой государства и общества на то, что данная приоритетность в современных условиях увязывается с действительными приоритетными позициями высшей школы и образовательного сообщества в позитивных преобразованиях страны.

Реализация данного курса прямо зависит от способности высшей школы, общественных и политических лидеров к конструктивному и активному взаимодействию в интересах становления новой России, к взаимному пониманию особенностей, ограничений и задач современного и будущего этапов для каждого из них. В связи с этим, следует признать желательным дальнейшее, но более эффективное функционирование на постоянной основе при главе государства, высших органах власти на федеральном и региональном уровнях советов и комиссий по высшей школе и научно-технической политике, аналитических центров, способных аккумулировать информацию о высшей школе национально-государственной важности. Это поможет оценивать состояние и проблемы национального образовательного потенциала, участвовать в постановке перед российскими преподавателями национально-государственных целей и задач, в разработке стратегии и тактики, политики, национальных приоритетов и программ поддержки отечественной высшей школы. Современная образовательная политика России как никогда прежде требует создания адекватной исследовательской и аналитической базы, специалистов-профессионалов в области управления высшей школой.

Таким образом, необходимо особо подчеркнуть мысль о том, что сегодня как никогда закономерно появление и усиление в нашем демократическом обществе особого фильтра оценок целесообразности затрат федерального бюджета на высшую школу, вплоть до затрат на фундаментальные исследования, проводимых в рамках вузовской науки, результаты которых (например, в атомной и химической промышленности) из-за наличия ряда негативных последствий и экологического риска вызывают нередко весьма сдержанное отношение общества к высшей школе и науке в целом.

В этих условиях федеральные органы власти и сообщество высшей школы стоят перед необходимостью коренного поворота отечественной системы образования к нуждам россиян, улучшению условий их жизни. Создание социально ориентированного образовательного комплекса страны и также образовательных высоких технологий - это проверенный мировой практикой путь роста конкурентоспособной экономики и национальной безопасности.

Отсюда задача создания такой организации высшей школы и высшего образования, которая позволит сформировать и реализовывать в интересах общества современный, инновационный по сути воспроизводственный образовательный цикл, от начальной и средней школы до уровня профессиональной переподготовки и непрерывного образования, характерный для экономически развитых стран.

Учитывая это, концепция развития российской высшей школы провозглашает курс на приоритетную поддержку наиболее плодотворного "ядра" национального образовательного потенциала, процессов реформирования образовательной сферы, а также, по мере создания необходимых предпосылок - все более фронтального развития российской высшей школы с учетом ее нового места и роли в стране и международном разделении труда в высшей образовательной сфере.

При этом важно, чтобы в центре политики по высшей школе находились конкретные преподаватели и специалисты, все те, кто своим реальным трудом сохраняет и приумножает образовательный потенциал отечества. Важно активнее включать энергичных и талантливых преподавателей к разработке и реализации политики высшей школой, к принятию решений.

Говоря о проблемах и задачах менеджмента высшей школы на федеральном уровне, нельзя не сказать о чрезмерной ведомственности в научно-образовательном и инновационном комплексе. Образовательное и инновационное пространство страны остается достаточно сильно раздробленным, вся область образования остается поделенной между отраслями с практически замкнутым циклом воспроизводства специалистов. Единое образовательное поле, но с мощной и мобильной системой воздействия на него федерального центра посредством госзаказов на специалистов соответствующего профиля, целевых программ их подготовки, контролем конечных результатов по приоритетным направлениям пока отсутствует.

Главным структурообразующим фактором системы государственного управления высшей школой продолжает выступать ведомственность, серьезно затрудняющая разработку и реализацию в национальном масштабе программно-целевых методов управления и регулирования системой образования, в том числе при внедрении высоких образовательных технологий. Наряду с этим, указанная система не справляется в должной мере с решением таких важных для образовательного комплекса и экономики страны задач как селекция образовательных технологий и направлений, структура и рост экспертного потенциала образовательного комплекса, интеграция академического, вузовского и отраслевого секторов науки, адаптация высшей школы к рынку.

Очевидно, здесь нужны серьезные политико-управлен-ческие новации, которые бы позволили федеральному органу осуществлять три основные функции регулирования высшей школы. Первая - это разработка и реализация единой национально-государственной образовательной политики. Вторая - выделение ограниченного числа федеральных образовательных организаций, центров, комплексов, управляемых и финансируемых прямо и непосредственно государственными органами с выведением при необходимости подобных образовательных организаций из ведения отраслевых министерств, с присвоением данным организациям режима государственных предприятий. Логика здесь в том, чтобы соединить в руках государства костяк образовательного потенциала и опереться на него в решении приоритетных образовательных программ.

Третья функция регулирования означает доведение до образовательных учреждений, отраслевых министерств и организаций любых форм собственности госзаказов на подготовку приоритетных специалистов в соответствии с действующим законодательством. Сегодня надо убедить соответствующие ведомства в целесообразности совершенствования работы. Не сделаем этого, продолжим, в частности, практику ведомственного размывания национальных приоритетов и соответствующих ограниченных бюджетных ресурсов.

Крайне важным аспектом современной государственной политики по высшей школе является ее все более тесное взаимодействие с политикой инновационной. И это закономерно, ибо общество и рынок предъявляют все большие требования к практической реализации образовательных достижений. На наш взгляд, высшей школе за последние годы удалось совместить эти два вида политики и внести существенный вклад в развитие инновационных процессов.

Основной сферой приложения вузовского образовательного потенциала стала инновационная среда регионов, формирование которой, по нашему глубокому убеждению, относится к числу приоритетных задач государственной образовательной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: