Новые технологические формы обучения

Введение компьютерных технологий в образовательные процессы, прежде всего способствует вовлечению в научное общение и решение той или иной проблемы практически неограниченного количества участников - начиная со школьников до крупных специалистов в любой области знания. Но не менее важным представляется тот факт, что компьютерные технологии обеспечивают выведение образовательных систем на новый уровень социального взаимодействия в процессе обучения. При этом взаимоотношения между обучаемым и обучающим приобретают форму активного сотрудничества, а процесс обучения - сотворчества.

И если классическая модель образования как бы унифицирует человеческую индивидуальность, то новые модели, с необходимостью строящиеся на основе компьютерных технологий, ориентируются на решение сложных и многообразных проблем современности, требуют проявления индивидуальной и творческой инициативы и новых форм сотрудничества. Предлагаемые модели образовательных систем включают в себя важнейший фактор их собственного и общественного развития - социальную активность.

В свете подобного подхода к реформированию образовательных систем был осуществлен весьма важный вывод о значимости осознания образа мира, который может быть трудно воспринимаем с точки зрения традиционных установок, несмотря на то, что "личностный образ мира" формируется через систему универсалий культуры - в процессе образования, развития и становления человека как личности, происходит интеграция разного рода информации, и она получает свою завершенную форму видения мира в виде индивидуального человеческого восприятия.

И совсем уж разрушающим привычные рамки построения образовательных систем становится вывод, что инициатива в процессе образования (а не только на стадии появления потребности вхождения в него) принадлежит как обучающемуся, так и педагогу в равной степени. То есть "ученик" становится вправе выбирать формы обучения, его способы, формы взаимодействия и даже временные параметры.

Таким образом, система образования может приобретать характер совместного и творческого способа, освоения мирами может быть осуществлен переход от "нормативного" к "открытому" образованию. А это, в свою очередь, поднимает проблемы поиска адекватных методов и технологий обучения. Для полновесного становления синергетической парадигмы "открытой" модели образования, исходя из вышесказанного, необходимо обеспечить: изменение роли преподавателя, его переориентацию на сотворчество; личностную направленность процесса обучения; широкое внедрение и использование информационных систем и технологий обучения; включенность в образовательные программы синергетических представлений об открытости мира, о взаимосвязи природы и общества.

Растущая компьютеризация образовательной сферы вносит в нее несомненно свободу творчества и интеллектуальной деятельности, освобождает человека, его мышление от необходимости проведения множества рутинных операций. Она устраняет "фундамент для догматизма мыслительных действий, навязываемых обучением "традиционного" характера и создает условия для усложнения поисковых и ценностных аспектов познания"[5]. Компьютеризация, помимо вышесказанного, фактически "снимает пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками" искомой информации и уже этим способствует "увеличению темпа и ритма мыслительной деятельности"[6].

Таким образом, внедрение компьютерных технологий в обучение вносит существенные коррективы в образовательный процесс, но это еще не означает, что сам процесс образования может считаться инновационным по своему характеру. Тогда естественно возникает вопрос, что же следует относить к инновационным процессам обучения.

В данном случае под инновационным процессом в образовательной сфере следует понимать такой процесс, в котором будет изменяться сам характер учебного сотрудничества, будет обеспечиваться демократизация позиции учителя с одновременным включением обучаемого в активную, творческую, совместную и продуктивную деятельность. В сущности, таким образом выражается главная идея инновационной стратегии, в соответствии с которой необходимо проводить реформу образовательной системы.

Инновации присущи любой социальной системе, относимой к "открытым", ибо они являются условием для развития этих систем. И поэтому проведение инновационной политики, учитывающей потребности общественного развития и намечающиеся тенденции - может служить определенным гарантом преодоления кризисных и застойных явлений успешности функционирования и развития таких систем.

Предпосылкой для введения инноваций в образовательную систему на современном этапе может выступать проявляющаяся несогласованность в темпах общественного развития и развития в образовательной системе в целом, и высшей школе в частности. Многочисленные исследования подтверждают коренное изменение характера и темпов общественного развития, которое получает название быстрое развитие.

В определенной мере на темпы общественного развития влияет, как уже говорилось, растущая компьютеризация, которая создает условия для расширения коммуникативных связей, появляются возможности для создания особой формы общения - метакоммуникативной, как средства международного общения и сотворчества людей в планетарном масштабе для решения ими актуальных мировых проблем. К формам такого метакоммуникативного общения следует отнести электронную почту, спутниковое телевидение и др. Новые информационные технологии преобразуют всю сферу общения, изменяют структуру коммуникативных процессов. И их внедрение в образовательную сферу можно считать как необходимым, так и неизбежным.

Компьютеризация образовательных систем в некоторым смысле явилась катализатором разработки новых стратегий обучения, концепций образовательных процессов, введения инноваций. Если обратиться к истории развития образования, то не сложно увидеть, что введение компьютеров в обучение далеко не сразу смогло "принести плоды", изменить само отношение к процессу обучения и "задуматься" о необходимости разработки новой стратегии.

На первом этапе компьютеризация образовательных систем отнюдь не повысила эффективность процессов обучения, и обусловлено это было прежде всего тем, что она не затронула принципов организации этих систем. Образование продолжало оставаться "традиционным", с присущим ему "нормативным обучением" и "авторитарным типом отношений" между обучаемым и обучающим и репродуктивным характером познавательной деятельности фактически до 70-х годов.

Второй этап (70-80-е годы) характеризуется некоторым повышением эффективности использования компьютерной техники. В это время происходит переориентация на "рефлексивные процессы в управлении учебно-познавательной деятельностью", на "усвоение обобщенных умений учиться"[7]. Компьютеры становятся средством поиска и апробирования способов познавательной деятельности и создают возможности для расширения учебных коммуникаций.

В настоящее время компьютеризация образования переживает свой третий этап развития, который открывает пути для наиболее эффективного использования компьютерной техники с помощью разработки многочисленных обучающих систем, новых информационных технологий и введения инновационных методов обучения. В рамках последних решающее значение приобретает изменение характера обучения, отношений субъектов образовательного процесса, и главной ценностью становится активное включение студента в познавательный процесс.

О том, что развитие образовательной системы существенно отстает от общественного развития в целом может свидетельствовать уже тот факт, что коэффициент полезного действия компьютерной техники в сфере образования по сей день остается довольно низким. Тогда как эффективность ее использования в большой мере зависит от разработки и включения в образовательный процесс адекватных обучающих программ. Только инновационный характер организации обучения может позволить повысить эффективность использования компьютерных технологий. Определяя инновацию как некоторый "комплексный процесс распределения и использования нового средства для удовлетворения проявившихся общественных потребностей, обусловленных требованиями среды, в которой она совершается"[8], можно сказать, что инновацией в образовательной системе будет являться "инновационное обучение" на основе использования компьютерных технологий, по своей сути альтернативное к традиционному, нормативному обучению, и его главными чертами могут считаться "предвосхищение" и "участие".

Введение новых информационных технологий предопределяет необходимость преобразований всей сферы общения в процессе обучения, изменений структуры коммуникативных процессов. Соответствующим образом возникает необходимость перестраивать систему учебных взаимодействий обучаемого и обучающего. Обучаемый из пассивного потребителя получаемой информации становится активным участником процесса обучения, а обучающий изменяет свою роль наставника на роль сотрудника, открывая тем самым принципиально новый путь освоения мира. Введение компьютерных технологий способствует научному исследованию знания о мире, и в этом заключается социальная функция компьютера. Кроме того, следует отметить "эвристическую" роль компьютерных инноваций - "компьютер срабатывает как катализатор скрытых идей"[9], а также "инструментальную" - заключающуюся в вынесении идей в более широкий мир.

Но этим не исчерпывается инновационный характер компьютерной техники и технологий. Их внедрение создает условия для оптимизации проведения совместной учебно-познавательной деятельности и осуществления ее с помощью, так называемого опосредованного компьютером общения. Последнее позволяет говорить о существовании нового вида общения - компьютерного общения.

С внедрением компьютерных технологий тактически осуществляется взаимосвязь искусственного и естественного интеллекта, что в свою очередь, позволяет человеку не только выдвигать и ставить творческие задачи, но и решать их, в том числе и некоторые глобальные проблемы, которые могут быть обусловлены интересами всего человечества, и к решению которых могут привлекаться ученые всего мира.

Совместный характер социальных процессов мышления и речи и возможностей информационных систем открывает переход на более высокий уровень социализации. "Личность вступает в интеллектуально-коммуникативное взаимодействие с эксплицируемыми информационными системами коллективного субъекта и с реальными общностями людей, не утрачивая при этом источников субъективной активности"[10].

Таким образом, использование компьютерных технологий в образовательной системе открывает новую историческую эпоху в развитии образования как социального института. Утверждается новый тип его организации, обуславливаемый изменением взгляда на опосредующую функцию компьютера в системе социальных взаимодействий: компьютер начинает выступать как одно из средств социализации человека.

По поводу современных тенденций в развитии образовательных систем, обусловленных широким внедрением в процессы обучения компьютерных технологий. можно встретить различные суждения, в том числе прослеживаются два полярных взгляда. Первый состоит в оценивании компьютеризации образования в негативном аспекте, так как руководствуется суждениями о том, что компьютеризация неизменно должна привести к дегуманизации всей системы образования, а значит и личности. Второй же является полной его противоположностью и базируется на убеждении, что "усиление коммуникативной и эвристической функции образования будет только способствовать процессам социализации и гуманизации личности"[11]. Думается, что разрешить данное противоречие не столь сложно, ибо феномены социализации и дегуманизации личности как обучаемого, так и обучающего не есть порождение опосредованного компьютером обучения, а лежит гораздо глубже - в основании образовательной системы и свидетельством тому может стать история развития педагогики.

И в современную эпоху они могут быть продемонстрированы фактически на всех ступенях образовательной системы - вне зависимости от уровня их компьютеризации, а определяемые заложенными в эту систему принципами и установками. И напротив, успехи "гуманизации" образования, использующего компьютерную технику, будут обуславливаться широтой учета проблематики, способствующей развитию личности.

Широкое использование компьютерной техники несомненно способствует позитивным переменам в системе образования, хотя организационные вопросы инновационного обучения более широки. Они предполагают изменение системы управления образованием, системы взаимодействия всех субъектов в образовательной сфере, сущностного содержания процесса обучения.

Инновации предопределяют перемены в позиции "учителя" и "ученика" и демократизацию их взаимоотношений. Обучение перестает быть жестко регламентированным и дополняется активизацией обучаемого в его действиях вплоть до обретения возможностей самоорганизации процесса своего обучения, способов познания. При этом он обретает право на выбор задач и методов их решения, на выдвижение и постановку проблем в соответствии со своими целями и смыслом обучения, на основе которых он может планировать собственное образование. И соответствующим образом меняется позиция учителя, его отношения с обучаемым строятся на добровольной основе и взаимоувязывании интересов. Таким образом, с внедрением компьютерных технологий не только проявилось противоречие между традиционной и инновационной формами обучения, но и наметились пути его разрешения.

Компьютеризация образовательной системы создает предпосылки для отхода от стратегии "нормативного" обучения и отыскания возможностей качественного изменения в системе социальных отношений и переходу к принципиально новой стратегии развития образования, в которой приоритет принадлежит развитию личности.

Следует отметить, что начало развитию таких социотехнических систем обучения, ориентированных на полноценное и комплексное развитие личности, уже положено. И в преддверии третьего тысячелетия не только возрастает взаимосвязь науки и образования, но она приобретает и новую логику своего развития - не в аспекте научного познания, а прежде всего в аспекте культуротворчества.

Бурное развитие информационных технологий, базирующееся как на развитии компьютерной техники, так и видео- и радиотехники, а также оптоволновой и космической связи послужило катализатором и для развития новых форм образования, к которым следует прежде всего отнести так называемое дистанционное образование как вариацию заочного. Факторами дополнительного влияния для этого развития можно считать усовершенствование полиграфической базы, позволяющей улучшить обеспечение образования учебными материалами и заметно растущую дороговизну обучения на дневном отделении.

Дистанционная система образования по сути многофункциональная, и кроме того обладает несомненными достоинствами, к коим необходимо отнести создание и обеспечение наиболее благоприятных условий для обучаемого как с точки зрения предметных, так и временных параметров. Большое значение имеет ее доступность для удаленных территорий, для лиц с физическими недостатками и инвалидов, предоставление возможности получения образования без отрыва от основной деятельности и включение в форму обучения всех современных достижений науки и техники, а равно и средств обучения. Наконец, существенное уменьшение стоимости обучения, что то же немаловажно при условии сохранения его качественных параметров.

Помимо того дистанционная система обучения с полным правом может быть отнесена к инновационным формам образования, так как она сегодня наиболее полноценно учитывает интересы и потребности обучаемого. С использованием индивидуальных планов и возможностью самостоятельного регулирования "скорости" обучения эта образовательная система становится более гибкой в сравнении с "традиционной". Таким образом, дистанционная система обучения может продемонстрировать адекватность содержания и формы образовательного процесса проявляющимся общественным потребностям.

Создание системы дистанционного образования само по себе дело весьма трудоемкое и сопряжено с необходимостью обеспечения высокого качества образования, что в свою очередь требует вложения немалых средств, хорошей материально-технической базы и внедрения новых информационных технологий. Ключевым звеном к развитию этой системы должна стать компьютеризация и информатизация образовательной сферы.

Инновационность характера такой формы обучения не подлежит сомнению, и прежде всего, в силу его ориентированности на развитие личности и обеспечению ее активного включения в познавательный процесс, в силу его зависимости от качеств преподавателей, интеллектуальной элиты высшей школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: