Движение к реформе

Кризисные состояния далеко не всегда являются результатом несовершенной социальной политики, проводимой государством, они могут иметь и иную природу. Так, например, кризисные явления в образовательных системах могут проявляться как несоответствие или даже противоречие между формальной организацией учебного процесса и его содержанием; целями образования и его результатами. Учеными всего мира сегодня ведутся серьезные дискуссии о современном кризисе в системе образования, сущность которого может быть определена таким образом, что так называемая классическая модель образования отжила свой век и что необходим переход к иным целям образования и его содержательной части[3].

В результате таких дискуссий начинают постепенно выкристаллизовываться идеи о необходимости поиска альтернативных форм образовательных систем; разработки многовариантных образовательных технологий, инновационной стратегии образовательного процесса; рассмотрения самого образования в контексте культуры и творчества.

Подобные идеи имеют своей целью поиск путей выхода из складывающейся в настоящее время кризисной ситуации в мировой образовательной системе и затрагивают вопросы направления общественного прогресса в целом. Образование, как феномен культуры, подлежит изменению и поэтому его развитие следует с необходимостью рассматривать в контексте культуротворческих процессов.

Таким образом, на пороге "грядущего" общества, получившего название информационного, где образовательная система становится главным социальным институтом, изменяются сущность взаимосвязи системы образования и общества в целом. Но при этом существенно возрастает и личностная составляющая общественного прогресса, а значит, изменению будет подлежать как форма, так и содержание образовательных процессов, структура взаимодействия субъектов и функциональное назначение системы образования. Трудно отрицать важность роли образования в процессе становления личности. В то же время обучение в традиционной, классической модели образования не персонифицировано, то есть преподаются знания, а процесс образования демонстрирует.

Альтернативные концепции, имеющие целью не только преодоление складывающихся кризисных ситуаций в образовательных системах, но и поиска путей их реформирования в соответствии с требованиями общественного прогресса, предлагают принципиально иные подходы. Последние, в частности, состоят в изменении роли обучаемого, становлении его в более активную позицию в процессе обучения, в изменении направленности процесса образования, при котором взаимодействия учителя и ученика приобретают форму сотворчества. Кроме того, инновационный характер носят внедряемые уже сегодня новые информационные технологии обучения, которые не только позволяют существенно повысить эффективность образовательных процессов, но и способствуют изменению структуры коммуникативных процессов в соответствии с вышесказанным.

Помимо стремлений к преодолению кризисных явлений в образовательном процессе, предпринимаются попытки к поиску новой парадигмы развития системы образования, которая сможет обеспечивать устойчивость общественного развития.

При этом выдвигается идея о том, что ныне действующая система образования, чаще называемая как "классическая" или "традиционная", то есть впитавшая в себя многовековые традиции познания мира человеком, и сформировавшаяся фактически под влиянием идей эпохи Возрождения, не отвечает современным общественным потребностям.

На структуру и содержание этой "классической" образовательной системы, на формы освоения знаниями, на само изложение учебного материала в большой мере оказали влияние такие методологические и мировоззренческие принципы как - рационализм и механицизм, детерминизм и редукционизм и они продолжают превалировать как в научном познании мира, так и образовательных процессах. При этом человек как познающий субъект неизменно оказывался как бы господствующим над природой и удовлетворяющим свои эгоистические потребности.

Подобный подход не мог не повлиять и на принципы построения педагогики - обучаемый неизменно рассматривался в качестве объекта ее внешнего воздействия, а обучение предполагало уделение наибольшего внимания логике распределения предметов преподавания и последовательности изучения материала. Жесткой регламентации таким образом не избежало и составление учебных пособий, излагаемой в них Информации. Догматизм преподносимых педагогом знаний, формальный опросно-ответный метод обучения отнюдь также не могли способствовать эффективности образовательных процессов.

При таком построении системы образования процесс обучения с необходимостью носит авторитарный стиль, отказывая обучаемому в его праве на проявление личностной активности, а преподаватель фактически становится частью учебной машины, ее придаточным механизмом.

Таким образом, анализ существующей в настоящее время "классической" системы образования помогает прийти к выводу, что она лишена творческой активности своих участников, а значит и внутренних резервов и способностей к саморазвитию, то есть функционирует преимущественно как закрытая система.

Многочисленные исследователи в различных областях знания приходят к единодушному мнению, что такая модель образования оказывается исчерпавшей себя на пороге третьего тысячелетия. Более того, реально проявляются и внедряются в жизнь элементы новой, принципиально иной по своему построению и содержанию образовательной системы. К ним несомненно могут быть отнесены разрабатываемые компьютерные технологии обучения, способствующие выведению процесса образования на уровень конструктивного сотрудничества обучаемого и обучающего, их активного сотворчества.

Величина и значительность пути, который проходит высшая школа к обретению доверия своего народа сегодня еще не совсем видна. Социологические исследования, в которых экспертами и респондентами выступают сами руководители вузов, помогают понять уровень самокритики вузовской элиты. Ниже приведены итоги социологического опроса (табл. 1-6) проректоров по учебной работе всех вузов России, проведенного на совещании в Санкт-Петербурге и Москве в 1995 и 1996 г.г.[4]

Анализ таблиц показывает, что в деле осуществления реформы наиболее авторитетно мнение ученых советов вузов, УМО и Госкомвуза (табл. 1), который заметно усилил влияние на инновационные процессы в "своих" учебных заведениях (табл. 2). Вместе с тем, беспокоит тенденция снижения роли ученых советом многих вузов в аспекте обеспечения содержания образования (табл. 3).

Вселяет определенный оптимизм тенденция, обозначенная в данных табл. 4, которая выявляет усиление влияния учебно-методических объединений (УМО) именно на реформу содержания образования и технологий обучения: в этом звене сосредоточен высокий профессиональный потенциал.

Анализ табл. 5 показывает, что главной линией в достижении успеха реформы высшего образования была и остается необходимость постоянно обеспечивать высокий профессиональный уровень преподавателей. Вместе с тем данные табл. 5 и 6 о влиянии качества учебных программ, технологий образования высвечивают современную реальность, когда руководство вузов не полностью владеет новейшими технологиями образования.

Таким образом, таблицы показывают и значительные резервы применительно к уровню саморазвития, самокритики руководства вузов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: